Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
Предисловие
Крайне горестное происшествие совершилось в Христовой церк­
ви в период 1653-1667 гг. В это время произошел великий раскол в
православной русской церкви. Она разделилась на две противопо­
ложные и враждебные друг другу части. До этого времени почти весь
русский народ содержал одну и ту же веру православную, одни и те
же предания церковные, одни и те же чины, уставы, книги и обычаи
христианские, и таким образом пребывал во единой святой собор­
ной и апостольской церкви Христовой.
Но в упомянутое время, ничтожная по количеству, но великая
по чину и внешнему авторитету часть русских людей вообразила,
что наша русская православная Церковь не вполне православна, что
ее во многом требуется исправить, что иначе в ней нельзя получить
спасения. Начальником и главою этой партии был Мордовин Никон,
тогдашний московский патриарх.
Другая часть, или точнее сказать, почти вся православная рус­
ская церковь считала себя вполне православною и веру свою — со­
вершенно правильною, равно как и книги, предания и обычаи хрис­
тианские, содержимые ею, признавала ненуждающимися в измене­
ниях и мнимых исправлениях, искажающих эти священные
предметы веры и нравственности и ведущих в погибель.
Но Никон, несмотря ни на что, подверг изменению многие свя­
щенные обычаи и книги и ввел свои многоразличные новшества,
под именем исправлений. Одна часть христиан приняла эти его
мнимые исправления и новые обряды, отчего и получили название
новообрядцев, хотя они гордо именуют себя православными. Боль­
шинство же не приняло никоновских новшеств, продолжая по-пре­
жнему держать старую веру, обычаи и обряды церковные, почему и
называются староверами, или старообрядцами. Так произошло раз­
деление русской православной церкви на старообрядцев и новооб­
рядцев.
Разумеется, здесь не место много распространяться об этом пе­
чальном разделении, так как в предисловии обыкновенно имеется в
виду лишь кратко ознакомить читателя с предметами или обстоя­
тельствами, о которых говорится в самом сочинении. И так как в

5