Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
ческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и про­
тивоборствует воле Божией» (слово о богосл. 4, в твор. св. отец 3,
90); г) Святаго Василия Великаго: «Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как Ему одному присущий, и всем достаточно
изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающи­
еся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возмож­
ного для Духа» (о Свят. Духе гл. 9, там же 7, 265-266); д) Святаго
Макария египетскаго: «Природа человеческая способна к принятию
и добра и зла, божественной благодати и противной силы, но при­
нуждена к тому быть не может» (беседа 15, ч. 54). «Без согласия
воли человеческой сам Бог ничего не производит в человеке, хотя и
мог бы, по причине свободы, которою одарен человек» (бес. 37, ч.Ю).
«Самим апостолам, совершенным в благодати, благодать не воспре­
тила бы делать что-либо по своему желанию, если бы они захотели
и противного благодати, хотя они грешить не могли, потому что не
превозносились, будучи озарены таким светом и удостоены такой
благодати» (беседа 27, ч. 10, 11). «И от совершенных Господ требует
воли души на служение Духу, так чтобы воля и благодать согласова­
лись между собою, ибо говорит апостол: духа не угашайте (1 сол. 5,
10)» (слово о возвыш. ума, чис. 16).
«5) Здравый разум с своей стороны не может не заметить, что
если благодать Божия стесняет свободу человека и влечет ее насиль­
но к добру, в таком случае отнимается у человека всякое побужде­
ние к добродетели, отнимается всякая заслуга у его добрых дей­
ствий, и вообще, подрывается вся его нравственность, и всему этому
виною — сам Бог! Можно ли допустить такие мысли?» (До зде из
богословия митроп. Макария, т. 2, § 193, стр. 286-289).
А именно такие мысли вы не только допускаете, но и положи­
тельно содержите и проповедуете, вопреки учению святых отец уве­
ряя, что Бог своею благодатию удерживает епископов от погрешнос­
тей в вере даже против их воли и желания — насильно. Если то
ваше учение глупо, что епископы не могут погрешать, как скоты и,
вообще, неразумные и бесчувственные твари, по своей природе, или
естеству, то это учение, что сам Бог не допускает их уклониться в
заблуждение, есть уже прямо нечестие. Не нечестие ли, в самом деле
— учить, что Бог, подрывая всю нравственность епископов, лишает
их всякой надежды на получение спасения и вечного блаженства
даже за пребывание в православной вере и верность заповедям Божиим, не говоря уже о добродетелях Такое учение проповедуют ва­
шей церкви миссионеры в полемике с старообрядцами.

40