Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
отвержении православной веры, не есть унижение не только для епис­
копов, но и для самих ангелов. А вот учение, проповедуемое вами, что
епископы, якобы, не могут заблуждаться и погрешать, действительно
унизительно и оскорбительно не только для епископов, но и вообще
для всякой разумно-свободной твари, делая их подобными скоту несмысленному, и противно учению святых отец. «Но говорят, — пишет
тот же учитель церкви, — почему в самом устройстве не дано нам
безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?
— Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправны­
ми, когда держишь их связанными, но когда видишь, что доброволь­
но выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно
не вынужденное, но совершаемое добровольно. Добродетель же проис­
ходит от произволения, а не от необходимости; а произволение зави­
сит от того, что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает
Творца, что не устроил нас по естеству безгрешными, тот не иное что
делает, как предпочитает природе разумной неразумную; природе, ода­
ренной произволением и саомдеятельностию, — неподвижную и не
имеющую никаких стремлений» (твор. ч. 4, бес. 9, стр. 156). Таким
образом, учение, что епископы, как люди, имеющие свободную волю,
могут погрешать, заблуждаться, могут и содержать православную веру,
нисколько не унизительно и не оскорбительно для них. Если они со­
держат православную веру от произволения, то, значит, это есть доб­
родетель; а если они содержат ее по необходимости, то, значит, содер­
жание православной веры не есть добродетель, так как «добродетель
происходит от произволения, а не от необходимости». И если еписко­
пы, как вы учите, не могут уклониться в ересь и погрешить, не могут
не содержать православной веры, и потому пребывают в ней по необ­
ходимости, а не по своей доброй воле, то, значит, для них содержание
православной веры вовсе не есть добродетель, и посему, им не может
быть никакой награды, или мзды от Бога за содержание православ­
ной веры, все равно как и овце за ее незлобие и зверю за то, что он
не может уклониться в ересь, вообще, неразумным и бесчувственным
тварям, вроде скота, дерева или камней, за то, что они точно испол­
няют законы положенные им Творцом. Итак, своим учением о еписко­
пах, что они не могут уклониться в заблуждение и погрешить, вы
страшно унижаете и оскорбляете их, уподобляя скоту несмысленному,
или совершенно бездушной твари.
Но, еще хуже, если вы утверждаете, что епископы не могут погре­
шать и заблуждаться по своим личным или иерархическим достоин­
ствам, качествам и свойствам: этим вы их уподобляете самому Богу,
36