Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
няться в ересь. Так, и ваши архиереи: если они не могут погрешать
и заблуждаться, не могут не содержать православной веры, то им не
может быть и никакой награды за содержание ее, потому что они
не могут не содержать ее, потому что содержат ее по необходимости,
а не из любви к Богу и Его святым заповедям. Вот такое учение,
содержимое вашею церковью, действительно, унижает и оскорбляет
достоинство епископов. А если ваша церковь учит, что они не могут
погрешать и заблуждаться по своим достоинствам и качествам, по
своей святости и совершенству, как сам Всевышний Бог, то это есть
дерзость непростительная, оскорбляющая самого Бога.
Учение же, что епископы могут заблуждаться и погрешать и
могут содержать православную веру, не имеет в себе ничего стран­
ного и нелепого, противного слову Божию. Если они могут заблуж­
даться и погрешать, могут уклониться в ересь, но не заблуждаются
и не уклоняются в ересь из любви к Богу и Его святым заповедям,
то им за это будет великая награда от Бога. Мученики могли от­
речься от Христа, но не отрекались, — и за это получили царство
небесное. Преподобные пустынножители могли творить всякие зло­
деяния, но не творили, — и за это получили от Бога достойную на­
граду. Святые отцы и учители церкви могли уклониться в ереси и
заблуждения, но не уклонились, — и потому удостоились быть на­
следниками царства небесного. С другой стороны, неверные язычни­
ки могли веровать во Христа, но не веровали, — и за это погибли,
еретики могли не уклоняться в ересь, но уклонились, — и потому
будут осуждены на вечные мучения.
Это учение святых апостол и святых отец о свободной воле вся­
кого человека творить, что ему заблагорассудится, и получать достой­
ное воздаяние за свои дела, нисколько не унизительно и не оскорби­
тельно ни для епископов, ни для самих апостолов и ангелов. Святый
Василий Великий пишет. «Почему лукав человек? По собственному
своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине; потому
что он имел свободную жизнь, и ему дана была власть, или пребывать
с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предсто­
ит Богу. Сатана — ангел, и совершенно ниспал из собственного своего
чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низри­
нула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог
не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого
сделало отверженным удаление от Бога» (творен. Василия Вел., час. 4,
бес. 9, стр. 157). Итак, свободная воля в выборе добра или зла, в со­
блюдении или преступлении заповедей Божиих и в содержании или

35