Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
фагенский собор в 128 правиле своем определяет: «Такожде опреде­
лено относительно изречения святаго Иоанна апостола: аще речем,
яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1 Иоан.
гл. I, ст. 8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет:
смиренномудрия ради не подобает глаголати, яко греха не имамы, а
не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо
апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем гре­
хи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очис­
тит нас от всякия неправды (1 Иоан. гл. 1, ст. 9) Здесь весьма ясно
показано, что сие говорится не по смиренномудрию токмо, но по
истине. Ибо апостол мог бы рещи: аще речем, не имамы греха, себе
возносим, и смирения несть в нас, но когда рек: себе прельщаем, и
истины несть в нас, тогда ясно показал, что глаголющий о себе, яко
не имеет греха, не истинствует, но лжет» (правила полн. перевод.).
Преподобный Евагрий учит: «Нет ангела, который бы не мог согре­
шить, и нет беса, злого по природе: и того и другого создал Бог с
свободною волею» (Добротолюбие, ч. 1, стр. 617). Из сего учения свя­
тых апостол и святых отец ясно видно, что нет такой разумно-сво­
бодной твари, которая бы не могла погрешать и заблуждаться, что
не только епископы, но и сами апостолы, даже ангелы небесные
могли погрешать и заблуждаться, хотя, без сомнения, они никогда
не погрешат.
Новообрядец. Своим учением, что епископы и апостолы и даже
ангелы с небес, могут заблуждаться и погрешать, вы явно унижаете и
оскорбляете их. Это дерзость непростительная, которая и отвергается
нашею православною церковью. Она учит, что не только ангелы или
апостолы, но и епископы не могут заблуждаться и погрешать.
Старообрядец. Учение, что не только епископы, но и апосто­
лы, и ангелы могли погрешать, не есть мое учение, но святых апос­
тол и святых отец, и как таковое оно не унизительно и не оскорби­
тельно ни для кого. А вот ваше учение, что епископы не могут по­
грешать, унизительно и оскорбительно для них: оно делает их
подобными скоту несмысленному, и лишает надежды на получение
вечного блаженства даже за содержание православной веры. Овца не
может быть свирепою, она весьма кроткое животное. Но, за ее кро­
тость ей не может быть никакой награды от Бога, именно потому,
что она не может быть некроткою, не может быть свирепою. Звери,
скоты и вообще животные не могут погрешать и заблуждаться, не
могут уклониться в ересь; но, за это им не может быть никакой
награды, и именно потому, что они не могут заблуждаться и укло-

34