Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
отлучаетесь? Вы в единаго Бога во Святей Троице славимаго веруете
так, как и мы; вы Спасителя миру Господа нашего Иисуса Христа ис­
поведуете так, как и мы; вы священное Евангелие и святые вселенские
и поместные соборы за правило веры и благочестиваго жития почита­
ете так, как и мы; вы ожидаете воскресения мертвых так, как и мы;
вы содержите, что имеет быть награждение благим и наказание злым
так, как и мы. А в сих членах содержится вся сила веры» (Увещание,
стр. 35-36). Так говорила ваша церковь о старообрядцах через сто лет
после разделения церкви при Никоне. Но, не изменила ли веру хрис­
тианскую старообрядческая церковь в последующие времена? Нет, не
изменила. Через сто двадцать лет после издания этого «Увещания»,
именно в 1885 году, целый собор новообрядческих архипастырей бук­
вально повторил от имени церкви вышеприведенные нами слова (см.
деян. казан, собора).
Таким образом, по свидетельству самой вашей новообрядческой
церкви, старообрядцы никогда и ни в чем не содержали никаких ере­
сей; как в самой силе веры, так и во всех преданиях церковных, они
вполне православны, и, значит, корабль старообрядческой церкви кре­
пок, цел и ничуть не поврежден. Нечего и говорить, что пребывая в
такой церкви, можно вполне достигнуть вечного блаженства.
Если старообрядцы содержат православную веру, то само собою,
разумеется, что они слушают церковь Христову, потому что она за­
поведала только такую веру содержать. А если не слушают, то не
церкви Христовой, а еретиков, или церкви еретической. Это под­
тверждают и сами ваши архипастыри. Высокопреосвященный Никифор архиепископ астраханский глаголет: «Вы (старообрядцы) церкве, учащей вас догматам святой веры и законам всемогущаго Бога,
без коих никто спастися не может, веруете и повинуетесь; учащей
же и по всеобщему согласию показующей вам некоторыя предания,
как то: сложение перстов, глаголание аллилуйа, и иная маловажная,
не хощете ни повиноваться, ни верить. Кому же вы в сем верите?
Макарию (митрополиту московскому) и его собору (стоглавому)»
(кн. Никифора астрах, ответы на 15 вопр., стр. 324).
И коротко, и ясно, и справедливо. Старообрядцы слушают, веру­
ют и повинуются церкви во всем, без чего никто спастися не может.
А не хотят «ни повиноваться, ни верить» лишь в маловажных ве­
щах: в сложении перстов, глаголании аллилуйа, и то не древней цер­
кви, а вашей послениконовской новообрядческой. Древней же дониконовской святой церкви они и в этом случае повинуются; верят и
повинуются Макарию митрополиту московскому и стоглавому собо-

31