Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
ствуете, вселенских церквей много, то скажите: какая из них есть
истинная Христова церковь?
Новообрядец. Та, у которой есть свои епископы.
Старообрядец. А у католической церкви есть свои епископы?
Новообрядец. Да, есть.
Старообрядец.
Значит, она и есть истинно-православная цер­
ковь? Так ли?
Новообрядец. Нет: она еретическая, потому что содержит ереси.
Старообрядец.
Вот, вы и сами пришли к тому заключению,
что истинная церковь узнается не по епископам, а потому, какую
веру содержит: православную или еретическую. Поэтому-то и святые
апостолы, и святые соборы, и святые отцы и учители церкви не ста­
вили епископов главным признаком православности церкви, потому
что епископов имеют и еретики, и не определяли ее словом «вселен­
ская церковь», ибо так могут называться и еретические церкви, как
вы сами подтверждаете. Главным же признаком православности
церкви они ставили православную веру. Если какая церковь содер­
жит православную веру, то, значит, она и есть православная цер­
ковь, хотя бы была и вдовствующею, без епископа, и как бы ни
называлась: вселенскою или частною.
Святые апостолы и святые отцы в определении православности
церкви не называли ее ни вселенской, ни частной, ни поместной
церковью, а называли ее единою, святою, соборною и апостольскою
церковью, или просто Христовою церковью, Божией церковью и т.
под. Это потому, что названия вселенская, поместная и частная, —
не означают ни православия, ни кривославия церкви, а показывают
только ее пространство: в одной ли местности она находится, или
по всей вселенной — и больше ничего. Все равно как названия: рус­
ская, болгарская, греческая, цареградская, московская церковь, оз­
начают только местность, где церковь находится, а не указывают
ни на ее православие, ни на ее кривославие. Так и название вселен­
ская церковь указывает только то, что она находится во вселенной
— и больше ничего. Но во вселенной находятся все еретические цер­
кви: значит, и они могут называться вселенскими церквами, как вы
сами сказали. Посему, должно употреблять такие названия церкви,
которые бы ее отличали от еретических церквей, а не ставили бы
наряду с ними. Таковы названия, как я уже сказал, Христова цер­
ковь, едина, святая, соборная и апостольская церковь. Эти назва­
ния, данные церкви святыми апостолами, святыми соборами и отца­
ми, приличествуют и вполне приложимы только к той церкви, кото-

21