Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
1676-7, 10-я бесед, на посл, к ефес). Подобно сему и в большом «Катихисисе» изложено: «Еще же и вси вернии во всем мире, иже ныне
суть, бяху, и будут, сии суть единою святою соборною церковию, до­
мом же Божиим, иже есть столп и утвержение истины: 1 тим., зач.
284. (ниже:) В конец же вси святии в рай и на небеси суть, право
истинно церковию Божиею нарицается» (катихис. больш. гл. 25, лис.
120 об.). Сице учит и книга «О вере»: Вы есте тело Христово, и уди
от части, яко церковь есть тело Христово, яже от собрания верных
нас глаголю человеком всякаго возраста и сана, святых Божиих и
праведных мучеников и преподобных и всех благочестивых от веков
составися, и церковию наречеся» (гл. 2, л. 22).
Таким образом, земная церковь, представляющая собою только
часть всей церкви Божией, состоящей и из ангелов, в свою очередь
состоит из нескольких частей: из святых, пребывающих в раю и из
верующих, живущих в настоящее время на земле, и значит эти веру­
ющие люди, или церковь вселенская, есть только часть всей собор­
ной церкви Божией. А представляя собою только некоторую часть
всей церкви Божией, вселенская церковь, или люди верующие, живу­
щие сейчас на земле, есть частная церковь. А вы сами настойчиво
утверждаете, что частная церковь может быть и без епископа и не
перестанет быть православною Христовою церковью. Так и наша
старообрядческая церковь Христова, как частная церковь по отно­
шению ко всей церкви Божией, в продолжение ста восьмидесяти лет
не имея православного епископа, была истинно православною Хрис­
товою церковью, хотя и вдовствующею.
К полнейшему уяснению истины относительно вселенской цер­
кви считаю нужным сказать следующее. Если, по вашему понятию,
вселенская церковь есть общество, распространенное по вселенной,
соединенное единою верою, то спрашивается: католическая цер­
ковь вселенская ли церковь? Она более всех распространена по
вселенной.
Новообрядец. Вселенская.
Старообрядец. А ваша?
Новообрядец. Без сомнения, вселенская.
Старообрядец. А армянская?
Новообрядец. И армянская церковь есть вселенская церковь.
Старообрядец. Ого, сколько у вас вселенских-то церквей, и не
пересчитаешь! А ведь мы, по символу веры, должны исповедывать
только одну церковь, а не многие. Прямо сказано: «во едину святую
соборную и апостольскую церковь». Если, как вы сами свидетель-

20