Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
рывно до Христа, и именно чрез тех, от которых они имеют рукопо­
ложение, то есть чрез константинопольских патриархов. А вы, вмес­
то этого, указываете, что в Александрии, Риме и т. дал. были право­
славные епископы в то время, когда в константинопольской церкви
были еретичествующие. А потому мы вам ответим так, как и упомя­
нутому субъекту: что из того, если были православные епископы, от
которых ваши архиереи не получили рукоположения? Вы укажите,
что ваших архиереев все предки по рукоположению быти таковы. А
этого-то вы и не указываете, ибо и указать не можете, а от нас
требуете и нас укоряете. У нас указываете сучок в глазу, а у себя
бревна не чувствуете.
Чтобы видеть, что дело обстоит именно так, а также для пол­
ного понятия об апостольском преемстве в церкви, необходимо за­
метить, что преемство это бывает двух видов: одно по рукоположе­
нию, другое по вере. Преемство рукоположения имеют и еретичеству­
ющие епископы и священники, а преемство веры имеют одни
только православные. Это определяет и объясняет святый Григорий
Богослов в похвальном слове св. Афанасию Великому, говоря: «Воз­
водится он на престол Марка (евангелиста) преемником его первоседательства, а не менее и благочестия, ибо хотя далек от него в пер­
вом, однако же близок в последнем. А в том, собственно, и надобно
поставлять преемство. Ибо единомыслие (в вере) делает единопрестольными, разномыслие же — разнопрестольными, и одно преемство
бывает только по имени, а другое — в самой вещи» (творен, его, ч. 2,
стр. 182). А ваши епископы и священники имеют преемство только
по рукоположению, но не по вере. Они содержат такое учение и пре­
дания, каких не содержала вся православная церковь до Никона, а
потому и не могут провести преемства своего рукоположения непре­
рывно до Христа не только чрез православных епископов, но и чрез
единомысленных себе. Преемство их, в этом случае, можно провести
от настоящего времени только до Никона, а дальше и нельзя. В са­
мом деле, кто из бывших до Никона вполне православных еписко­
пов содержал то, что они содержат? Кто, например, молился триперстно и проклинал не молящихся так? Ясно, что у ваших архиереев
апостольское преемство «только по имени», не «в самой вещи».
Новообрядец. Неправда, — «мы можем перечислить тех, кои от
апостолов поставлены епископами в церквах и преемников их даже
до нас», по свидетельству святаго Иринея лионскаго (кн. 3, гл. 4).
Старообрядец.
А что же вы не дочитываете дальше: «кото­
рые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят».

175