Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
щие в православной вере. Бесспорно, что состояние церкви без епис­
копа, как и всякое испытание, есть тяжкое и прискорбное бедствие.
А бедствия церкви мы должны стараться облегчать и прекращать.
Конечно, высочайший защитник и спаситель церкви, как и всякого
человека, есть сам Бог, но, тем не менее, мы с своей стороны долж­
ны молить Его о спасении церкви и употреблять к тому средства,
указанные в законе Божием. В толковом евангелии читаем: «Разуме­
ем и мы братие, яко корабль Христова церковь, в мори жития сего в
мире сем обретаема, имеющи плаватели освященных и верных, иже
присно имеют Христа суща с ними. Обаче же лютая обуревания множицею нападают на ню, и бесчисленныя волны бед на святый сей
корабль нападают; и якоже коклюще бесчисленныя беды и напасти,
и дух лукавых свирепия востают и к самому страху тому смертному
приводят. Христос же купно есть с познаваемыми и верующими Ему:
попущает страдати им множицею, устроением же и человеколюбием,
якоже дремлющему подобяся. Егда убо премного воистину молва бу­
дет, и наконец уже напасти и зла взирают, и несть ктому стерпима
плавающим буря, тогда убо прийти им подобает ко всесильному и
милостивому Господу молением прилежным и теплыми слезами, и
вопити к нему и глаголати: Востани, векую спиши Господи; воскрес­
ни и не отрини до конца; векую лице Твое отвращаеши, и нищету и
скорбь нашу заоываеши. Востати веде имать Бог вскоре, и всего
страха отгнати имать; запретити же имать и напаствующим, и пре­
ложит плач на благодушие, и на тишину прострет прохладну и безмолвну и безбедну, и нивесьма же имать презрети Милосердый упо­
вающих нань. Той бо рече пророком: призови Мя в день печали
твоея, и избавлю тя и прославиши Мя. Никто же бо себе тако ща­
дит, якоже всех нас Бог. Множицею бо преславная спасения творит,
направляя нас на человеколюбие Своим промышлением» (неделя 23,
л. 307 об. 308).
Мы старообрядцы так и поступаем. Когда «лютая обуревания и
бесчисленныя волны бед и напастей» напали на святую церковь, ког­
да врагами ее было решено совершенно уничтожить в ней священни­
ков, и ее уже «к самому страху тому смертному привели», когда Хрис­
тос, пребывая купно с нею и «попуская страдати», уподоблялся как
бы «дремлющему», когда уже стала «нестерпима буря» гонений, — тог­
да старообрядцы прибегли «ко всесильному и милосердому Господу
молением прилежным и теплыми слезами», тогда «Бог востал вскоре,
весь страх отгнал, запретил напаствующим и преложил плач на бла­
годушие, и тишину простер прохладну и безмолвну и безбедну», даро-

169