Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
Старообрядец.
Но если беспристрастно рассмотреть эти пра­
вила, то они ничуть не обвиняют старообрядческих священников. 39
апостольское правило говорит не о том, чтобы священники не дела­
ли ничего без воли всякого епископа, а лишь без воли православно­
го. Но от времен Никона до митрополита Амвросия таких епископов
не было: следовательно старообрядческим священникам некому было
подчиняться.
Да и без воли православных епископов священник не должен
ничего творить лишь тот, который постоянно находится при епис­
копе, а не всякий вообще, живущий вдали от епископа, и потому не
могущий каждый раз брать от него позволения на всякое дело, пре­
доставленное его власти.
Новообрядец. Но правила обязательны для всех священников.
Следовательно всякий из них, в каком бы расстоянии от своего
епископа ни находился, ничего не имеет права делать без его
воли.
Старообрядец. Но можно ли это исполнить на деле, и испол­
няют ли ваши священники? Если, например, кому-либо из них нахо­
дящемуся от своего епископа верст за пятьсот, нужно отслужить ли­
тургию, то он, по-вашему, обязан ехать к нему, просить дозволения
на это. Только воротился и отслужил литургию, вдруг является чело­
век и просит принять его на покаяние. Священник опять обязан
ехать к епископу за пятьсот верст, просить у него позволения при­
нять пришедшего на исповедь. И так всегда и постоянно. Скажите, с
чем это сообразно? И исполняется ли так у вас 39 апостольское пра­
вило, как вы требуете?
Новообрядец. Нет, — священник не за каждым делом должен
ездить к епископу получать от него позволение на совершение свя­
щеннодействий и таинств, а ему дается это однажды, навсегда, при
его поставлении. В толковании на 39 апостольское правило так и
сказано, что не всегда священники ничего не могут творить без
воли епископа, а лишь в том случае, «аще не будет дано им от епис­
копа о том писание». «Такое писание есть так называемая ставлен­
ная грамота, вручаемая пресвитерам от епископов, с прописанием
прав пресвитерского сана. Здесь пресвитеру предоставляется: вся
церковная последования действовати, а также и совести исповедав­
ших грехи своя вязати и решити благоразсудно; и только вящшия и
неудоборазсудныя вины епископу предлагати» (опыт курса церковн.
законовед., т. 1, примеч. 248, стр. 186). А так как такие грамоты да­
ются при поставлении священника на всю его жизнь, то наши свя-

166