Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
по воле, или по повелению своих епископов. А ваши попы делали
это без воли епископской.
Старообрядец.
Но это не оправдывает, а лишь обвиняет вашу
церковь. Если ваши архиереи повелевают вязать и решить таким
лицам, которые, по вашим словам, на это не имеют власти, то они
делаются лишь преступниками заповедей Божиих, дозволяя и даже
повелевая вашим попам восхищать не дарованная.
Новообрядец.
Нет, — священники имеют власть вязать и ре­
шить и потому епископы дозволяют им это делать.
Старообрядец.
Если священники имеют власть вязать и ре­
шить, то для чего же им тогда дозволение на это? Дозволять челове­
ку то, на что он имеет власть — по меньшей мере странно.
Новообрядец.
Но это дозволение не догматическое, а дисцип­
линарное, то есть такое, которое требуется только для формы, для
порядка и благочиния в церкви.
Старообрядец.
Совершенно справедливо. Но в церкви дисцип­
лина, то есть формальное подчинение младших старшим, тогда
только должна быть исполняема, когда сии последние пребывают в
православии. А иначе «установленные отношения по необходимости
должны измениться, и подчиненные должны обличать наставников
ложного учения» (деян. вселен, соб., т. 1, стр. 744), а не быть у них в
подчинении, или творить что-либо по их воле. «Вообще повелеваем,
— определяет третий вселенский собор, — чтобы единомудрствующие
с православным и вселенским собором члены клира отнюдь ника­
ким образом не были подчинены отступившим или отступающим от
православия епископам» (3-е его прав, по полн. перев.). Седьмой все­
ленский собор истолковал это определение в том смысле, что оно
изложено на все будущие времена: «теперь или после этого, в какое
бы то не было время» (реян. всел. соб., т.7; деян. первое).
Как же вы требуете, чтобы старообрядческие священники были
подчинены отступившим при Никоне епископам, когда это строго
воспрещают святые отцы? «Добре убо рекоша святии отцы, яко и
доброе не во свое время приемлемо на злое происходит не от своего
естества, но от неразсуждения приемлющих е. Внимаем убо мы опас­
но, да коеждо писание приимем во время свое, а не безвремени» (кн.
Никона черныя горы, слов. 2, лист. 14).
Новообрядец. Но я говорил не голословно, а привел 39 прави­
ло святых апостол и 43 карфагенского собора, которые требуют от
священников подчинения епископам, и тем обвиняют ваших попов,
не подчинявшихся епископам.

165