Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
таинство рукоположения, святый Златоуст, рукоположенный в пре­
свитера архиепископом Флавианом, и написал 11-е нравоучение на
послание апостола Павла к ефесеянам, по надписи гласящее так: на
схизматики, отдирающих себе от церкви в той же вере» (стр. 211).
Вот как наши миссионеры объясняют сие нравоучение Златоуста, а
не так как вы.
Старообрядец.
Благодарение Богу! Ваши апологеты-миссионе­
ры приходят к единомыслию с нами по некоторым пунктам. Так,
они согласны с нами в том, что Златоуст писал 11-е нравоучение на
послание к ефесянам против схизматиков, или раскольников люци­
фериан, последователей епископов Люцифера и Павлина, содержав­
ших заблуждение, что рукоположение уничтожается на священнослу­
жителях, пребывающих в ереси, и потому признавали и принимали
их простецами. Об них он и говорит, что у них рукоположение исче­
зает и погибает, хотя они и имели епископов. В этом ваши миссио­
неры согласны с нами. Только они объясняют несколько иначе этот
факт. Представитель их, г. Антонов говорит, что Златоуст писал это
против люцифериан тогда, когда у них уже не было епископа; а мы
говорим, что он писал против них тогда, когда у них были еписко­
пы. Теперь посмотрим, кто из нас правильней объясняет: мы или
ваши миссионеры? Я согласен допустить, что антиохийские люцифериане, во время пребывания святаго Златоуста в Антиохии, некото­
рое время не имели епископов, хотя это и подлежит сомнению, так
как раздор этот прекратился там только в 413 году (жизнь и труды
св. отцов, Фаррара, стр. 595), когда Златоута уже и в живых не было.
Но для сокращения спора я согласен допустить, что в то время, ког­
да Златоуст был в Антиохии, тамошние люцифериане переживали
два периода времени: один с епископами, а другой без них. Теперь
остается только решить вопрос: когда святый Златоуст писал 11-е
нравоучение на послание к ефесеянам, — тогда ли, когда у антиохийск^х люцифериан еще были епископы, как говорим мы, или
тогда, когда у них уже не было епископов, как утверждает г. Анто­
нов? Чтобы правильно и бесспорно решить этот вопрос, лучше всего
обратиться к самому вышеупомянутому нравоучению, о котором у
нас идет пререкание. В нем Златоуст, говоря о раздоре, происходив­
шем тогда в Антиохии между православными и люциферианами, вы­
ражается, между прочим, так: «Како претерпим от еллинов смех?
Аще бо о ересех порицают нас, за сия что не рекут ли нам? Аще
тыяжде догматы, аще таяжде тайны, чесо ради ин начальник на
ину церковь наскачет» (бес. апост., стр. 1694). Не ясно ли, что у

159