Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
бора. Кому из нас верить? Кто из нас говорит истину, и кто ложь?
За решением этого вопроса обратимся прямо ко вселенскому собору,
и послушаем, что он скажет нам об этом. «Петр, — читаем в деяниях
седьмого вселенского собора, — боголюбезнейший пресвитер, зани­
мавший место Адриана, святейшего папы римского, сказал: как го­
ворят историки, святый Мелетий был хиротонисован арианами; но,
взошедши на амвон, провозгласил слово: «единосущный», и хирото­
ния его не отвергнута. — Феодор, святейший епископ катанский, и
бывшие с ним епископы сицилийские, сказали: протопресвитер апо­
стольского престола сказал истину» (деян. всел. соб., т. 7, деян. 2-е,
стр. 109). В церковной истории Сократа схоластика написано: «А Евстафию, епископу севастийскому в Армении даже не позволяли они
(арианские епископы, бывшие на соборе в Константинополе около
360 года), и оправдываться. Надобно заметить, что вместо Евстафия
поставлен был епископом Мелетий. (Ниже): Он (Мелетий), как упо­
мянуто немного выше, был сделан епископом севастийским в Арме­
нии, по низложении Евстафия, но из Севастии вскоре перемещен в
Берию и, в бытность свою на соборе селевкийском, подписав акакианское (еретическое) исповедание веры, оттуда отправился прямо в
Берию. Когда же после собора константинопольского, антиохийцы
узнали, что Евдоксий (епископ антиохийский) презрел их церковь,
польстившись на богатство церкви константинопольской, то вызва­
ли из Берии Мелетия и возвели его на престол Антиохии. Сначала
Мелетий воздерживался от рассуждений о догматах веры, и предла­
гал слушателям только нравственное учение; но впоследствии стал
предлагать исповедание никейское и проповедывать единосущие (то
есть православную веру). Узнав об этом, царь приказал отправить
его в ссылку, а в епископа Антиохии рукоположить Евзоя, который
был низложен еще прежде, вместе с Арием. Тогда многие, благорас­
положенные к Мелетию антиохийцы, оставили арианские собрания
и начали собираться отдельно. При всем том, однако ж, прежние
исповедники единосущия (то есть православные) не хотели иметь с
ними общение; потому что Мелетий получил рукоположение по
определению ариан, и последователи его крещены были ими же.
Таким образом, антиохийская церковь разделилась на две части,
державшиеся одного и того же учения», (истор. Сократа, кн. 2, гл. 43
и 44, стр. 241 и 244-245).
Точно также говорится о Мелетий и в истории Созомена: «Услы­
шав об этом, (что Мелетий принял православие), сообщники Евдоксия (ариане) смутились и вознамерились изгнать Мелетия из горо-

153