Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
нет никакого основания удаляться от него. Ибо такой не подлежит
осуждению Ибо если исследование простирается далее, то отверга­
ются увещания святых, как сказано, и становится тщетным столь
великий дар священства, помощью которого мы получаем имя хрис­
тиан, так что мы можем впасть в язычество; что было бы безрассуд­
но и т а к и м образом, священство уничтожилось бы» (смотр,
творен. Феодора студ. ч. 1, письмо 53, стр. 313-314).
Вот каким образом, по учению святых отец, священство может
уничтожиться: если кто признает, что на рукоположенных еретиками
хиротония недейтвительна, то у него рукоположение может уничто­
житься, так как и раньше были рукоположители еретики. Но мы, ста­
рообрядцы, учим напротив, что на еретических епископах законная
хиротония не уничтожается, не исчезает и не погибает, и потому из­
речение Златоуста об исчезновении рукоположения нас не осуждает, а
оправдывает. А вас, новообрядцев, оно обвиняет и осуждает: вы, со­
гласно еретикам люциферианам, против которых святый Златоуст пи­
сал, учите, что на уклонившихся в ересь епископах уничтожается и
исчезает священство: оно у вас за это, действительно, исчезает и по­
гибает, хотя вы и имеете епископов, как оно исчезало и погибало у
еретиков люцифериан, хотя они и имели епископов.
Новообрядец. А чем вы докажете, что у люцифериан были свои
епископы?
Старообрядец.
Тем, во-первых, что сам Люцифер, начальник
этих раскольников, был епископ. А во-вторых, история свидетель­
ствует, что «люцифериты также имели в Риме свои частные собра­
ния и имели епископом Аврелия, которому преемствовал Ефезий»
(история церкви, Владим. Гете, т. 3, гл. 5, стр. 447). И кроме того,
известно, что Люцифер рукоположил в Антиохию епископом Павли­
на, не желая признавать епископом Мелетия, который был рукопо­
ложен арианами. А Павлину преемствовал Евагрий. Вот против пос­
ледователей сего Павлина, рукоположенного Люцифером и написал
святый Иоанн Златоуст свое 11-е нравоучение на послание к ефесянам, где доказывал, что у сих раскольников исчезало и погибало
рукоположение.
Новообрядец. Вы говорите, что Мелетий был рукоположен ари­
анами. Но я с этим не соглашусь. Наши миссионеры доказывают
противное. Так, известный учитель нашей церкви, ЕАнтонов, в «Раз­
боре швецовских показаний» пишет: «Укажем частные погрешности,
намеренно или ненамеренно допущенные Швецовым. Он говорит:
«Мелетий архиепископ антиохийский, по свидетельству седьмого

151