Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
са о принятии схизматиков в православную церковь». В ней, после
указания, что такое священство, говорится: «Итак, по этим опреде­
лениям низложением не отнимается или (не) уничтожается благо­
датный дар священства, собственный творец которого — самый Дух
Святый, но останавливается и удерживается действие его, что иначе
в 51-м правиле называет Василий Великий и извержением от служе­
ния: «ибо дары и призывание Божие непреложны», как говорит апо­
стол (Римл. 11, 29). И VII Всел. собор устами священнаго Тарасия про­
возглашает: и опять по истине голос Божий, что чада не умрут за
отцов и что от Бога хиротония (деян. всел. соб., т. 7). Донатисты
были торжественно осуждены двумя поместными соборами, одним,
собравшимся в Риме в 313 г., а другим, более многочисленным в Арелате, в 314г. Когда же в 411 г. множество епископов и мирян из донатистов уже соединились с кафолическою церковью, клирики со­
хранили свои степени. Святый Василий Великий так убежден в том,
что правильно совершенная хиротония не повторяется, что не дает
веры слуху, будто арианский епископ севастийский Евстафий вто­
рично рукоположил некоторых и осуждает его за такой дерзкий и
ни одним еретиком прежде не сделанный поступок, если только слух
верен, а не клеветнический вымысел. И в 51-м своем правиле, соглас­
но с канонами, точнее определяя понятие о низложении, пишет: «О
состоящих в клире правила положены безразлично. Оне повелевают
определяти падшим единое наказание: извержение от служения, на­
ходятся ли они в степени священства или проходят служение, не
имеющее рукоположения священства». Иосиф Вриенний во втором
послании к священнику Никите говорит: «Священников итальянцев,
и прежде всех первоначальника их, считай за изверженных всеми
отцами; но что касается до совершенных ими священнодействий, то
думай, что все они святые и совершенные, подобные священнодей­
ствиям, совершаемым и низложенными между нами священниками».
Также знаменитый астраханский архиепископ Евгений Вулгарис,
изучив вопрос этот, с присущей ему глубокомысленностью, пишет:
«Низложение (есть) не что иное, как извержение от священнослужения и только поэтому-то беспрестанное и бесконечное запрещение
(т.е. для впавших в преступление, канонически препятствующее к
священству), различающееся от запрещения только тем, что после­
днее налагается на преступников на определенное время, по истече­
нии которого поступает восстановление, а низложение продолжает­
ся во всю жизнь без надежды восстановления, хотя и им священство
само вовсе не изглаживается: священство остается неизглажи-

145