Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
щих от ереси епископов и священников в их степенях священства.
Из многих свидетельств по данному вопросу укажу некоторые. Пер­
вый вселенский собор 8-м своим правилом определяет: «Еретицы,
глаголемии чистии, приходяще к соборней церкви, первое да исповедят, яко повинуются церковным законом, и приобщаются с двое­
женцы, и простят согрешающих. И аще убо будет в коем граде ис­
тинный епископ града того, будет же и от сих, глаголемых чистии,
другии епископ поставлен, или презвитер.в своем сану да пребывает;
но обаче поставленный от чистых епископ, или яко презвитер да
имать честь; или аще хощет града того епископ, да вдаст ему негде
в селе епископию; несть бо мощно двема епископома быти во еди­
ном граде. Толкование. От приходящих еретик, ко святей Божией
соборней апостольстей церкви, ови убо крещаеми бывают совершен­
но; друзии же, иже токмо миром помазуются; инии же токмо про­
клинают своя и иныя ереси вся. Сии же глаголемии чистии
прельщени бывше в таковую ересь, от Навата презвитера римския
церкве, от него же и чистии наречени быша, того ради, — понеже не
приемлют покаяния обращающихся от грех, и второе женитися воз­
браняют, двоеженца же отнюд не приемлют на общение. И таковии
аще убо приступят к святей своборней апостольстей церкви, и исповедят двоеженца приимати на общение, и не хулити втораго брака,
и согрешающим и кающимся прощати грехи, и просто рещи, всем
церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше, и
иныя вся, прияти да будут, и токмо святым миром помажутся. Аще
же нецыи от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают,
токмо аще в том граде ин епископ соборныя церкве не обрящется.
Таковый бо почтен будет иже и сперва истинный епископ, и един
на епископском престоле седит. Той же иже от чистых нарицаемый
епископ, яко презвитер да почтен будет: понеже недостоит двема
епископома во едином граде быти. Аще же будет годе града того
епископу, яко же рехом, да повелит епископом нарицатися ему,
епископскаго же дела никако же прикоснутися; аще ли же хощет,
да в селе негде устроит его епископа» (Кормчая, л. 35 и обор.). По­
добно сему постановил и седьмый вселенский собор в первом своем
деянии, посвятивший целое заседание решению вопроса о принятии
приходящих от ереси священных лиц в их санах (деян. всел. соб. т.
7, деян. 1). И даже сама церковная практика, или церковная жизнь
подтверждает учение о вечности и неразоримости священства пре­
быванием в ереси епископов. Древняя святая церковь принимала ру­
коположенных еретиками епископов в их санах. Так приняты: свя-

141