Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
наших старообрядческих, по их собственному возрению, вполне пра­
вославных епископов — они были бы правы. Но, когда есть право­
славные епископы, а они им не подчиняются, то обязательно стано­
вятся виноватыми и преступниками святоотеческого учения, требу­
ющего непременно подчиняться православным епископам. На
подобный случай Христос Спаситель рек: «Аще не бых пришел и гла­
голал им, греха не быша имели: ныне же вины (извинения) не имут
о гресе своем» (Иоан. зач. 52).
Притом же, справедливость и беспристрастность требует ска­
зать, что теперешние беглопоповцы содержат совершенно не такую
веру относительно епископства, какую содержала старообрядческая
церковь от лет Никона и до митрополита Амвросия. Она, в лице
лучших своих представителей, выражала сожаление, что епископы
находятся в ереси, а она поэтому пребывает без руководства право­
славных епископов, и всегда старалась обратить кого-либо их них в
православную веру. Так, в 1719 году старообрядцы в диаконовских
ответах заявили: «Всеусердно желаем и от Господа Бога просим, да
православнии епископи будут до скончания века и еже от правосла­
вия сведошася дабы в оно паки направилися» (отв. на вопр. 47; за­
писки Александра Б., стр. 268, ч. 2). Так, в 1730-м году ветковские
старообрядцы подавали прошение ясскому митрополиту, чтобы он
рукоположил им епископа (рукописный сборник о ветковской церк­
ви). Они же в 1734-м году приняли епископа Епифания от ереси
второго чина под миропомазание.
Итак, старообрядцы, бывшие от лет Никона до митрополита
Амвросия, всегда желали и старались иметь православного еписко­
па, доказывая это свое желание и словом и делом. Между тем, ны­
нешние беглопоповцы, совершенно вопреки убеждениям и веровани­
ям прежних старообрядцев, вовсе не желают иметь православных
епископов и подчиняться им; и не только не стараются принять
обращающегося от ереси епископа в своем сане, но и обращенного
не принимают, а отвергают, упорно отказываясь принять и при­
знать рукоположенных им и иметь с ними общение.
Из этого ясно, что не мы отделились от своих предков, а бегло­
поповцы. Принятием митрополита Амвросия мы только достигли
того, чего всегда стремились достигнуть наши благочестивые предки
— старообрядствующая Христова церковь, то есть православных
епископов. А теперешние беглопоповцы совершенно отвергли этих
епископов, чего так желали и старались иметь наши предки, кото­
рых и они признают благочестивыми и считают своими.

134