Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
Старообрядец.
Вы рассуждаете пристрастно и нездраво. Когда
старообрядцы, от времен Никона до митрополита Амвросия, не име­
ли в виду нигде православных епископов, а лишь одних заблуждаю­
щихся, тогда были правы, пребывая без епископа; тогда и учение
святых отец, определяющее иметь православных епископов и подчи­
няться им, не могло осуждать старообрядцев, так как им некого
было иметь и некому подчиняться: не было православных еписко­
пов. Но, когда стали в старообрядческой церкви православные епис­
копы, тогда если кто не подчиняется им подпадает под вышеуказан­
ное осуждение святых отец.
Чтобы это было понятней, объясню примером. Вам, конечно, из­
вестно, что седьмой вселенский собор проклял всех непоклоняющихся святым иконам. Но предположим, что какие-нибудь православные
христиане были взяты в плен неверными или посажены в темницу,
где невозможно было иметь икон, и потому они молились без них.
Потом они возвратились на свободу и рассказали своим духовным
отцам, что долгое время молились, не поклоняясь святым иконам,
потому что нигде нельзя было достать. Не подлежим ли мы за это
клятве на не поклоняющихся святым иконам? — Разумеется, им от­
ветили бы, что не только не подлежат, но и достойны похвалы и
чести за то, что, и не имея икон, молились Богу в таких стеснитель­
ных обстоятельствах. Предположим далее, что один из них, видя,
что за непоклонение иконам их не только не осудили, но и удостои­
ли чести, не стал бы поклоняться иконам, находясь на свободе и
имея их везде пред собою. Ему тогда, конечно, заметили бы, что ты
проклят седьмым вселенским собором, как непоклоняющийся свя­
тым иконам. А он бы на это возразил: почему же я прежде не был
проклят, когда не покланялся иконам? Ему ответили бы, что тогда
ты был прав, не поклоняясь святым иконам, когда их при тебе не
было, но когда есть, а ты не поклоняешься, то неизбежно подпа­
дешь под клятву седьмого вселенского собора. Но он бы, не обращая
внимания на эти справедливые указания и замечания, с гордостью
стал бы укорять и поносить своего брата, бывшего вместе с ним в
неволе, за то, что он изменил свои поступки: раньше не поклонялся
иконам, а потом стал поклоняться. Скажите: справедливы были бы
такие его действия и укоризны?
Новообрядец. Конечно, несправедливы.
Старообрядец.
Вот так же несправедливы и теперешние беглопоповцы, не подчиняющиеся православным епископам Белокриницкой митрополии, и укоряющие подчиняющихся. Если бы не было

133