Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
копу, который долженствовал быть ему преемником. Но когда этот
епископ оказался недостойным, беззаконным, тогда константино­
польская истинно-православная Христова церковь прервала с ним
всякое общение, почему и осталась без епископа, но за это ничуть
не лишилась православия и свойств Христовой церкви. Это вполне
оправдывает старообрядческую церковь, которая тоже была несколь­
ко времени без епископов потому именно, что они были беззакон­
ные — неправославные.
Новообрядец. Я соглашаюсь, что изречение Златоуста: «не мо­
жет церковь без епископа быти», относятся к константинопольской
поместной церкви. Но, мне кажется, его можно отнести и ко вселен­
ской. И если поместная церковь не может быть без епископа, то тем
более вселенская.
Старообрядец.
Но это еще более оправдывает старообрядчес­
кую церковь. Если Златоуст сказал, что константинопольская цер­
ковь не может быть без епископа, а между тем это не сбылось, по­
тому что церковь сия в лице приверженцев и сторонников Златоус­
та осталась без епископа, так как епископ в ней оказался
беззаконный, которому православные не подчинялись, — то, значит,
если это изречение применить и ко вселенской церкви, то над ней
оно тоже не должно сбыться. Но нельзя сказать, чтобы оно вовсе не
сбылось над цареградской церковию. Церковь сия действительно не
была без епископа, только епископ-то этот был беззаконный, с ко­
торым истинно-православные не имели никакого церковного обще­
ния и потому пребывали без епископа. Поэтому, если рассматривае­
мое выражение отнести и ко вселенской церкви, то, значит, и в ней
после Никона хотя и были епископы, но беззаконные — еретики, с
которыми истинно-православные отнюдь не должны были иметь
церковного общения и не имели до их раскаяния.
Таким образом, изречение святого Златоуста, что церковь не мо­
жет оставаться без епископа, как вполне оправдывало православных
константинопольской церкви, оставшихся без епископа с одними
священниками, так вполне оправдывает и старообрядцев, которые на­
ходились несколько времени в таком же положении, — разумеется,
если это выражение рассматривать в связи с прочими словами, а не в
отрывке, как делаете вы, и понимать его так, как понимали испол­
нявшие его при жизни Златоуста и как понимал он сам.
Выражение Симеона солуньскаго, что «кроме епископа ниже
иерей, ниже жертвенник, ни хиротония, ниже миро святое, ниже убо
христиане», — также вовсе не содержит той мысли, что епископы ни-

128