Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
согласно Златоусту, что не та церковь виновна, которая не следует
за еретическими епископами, и остается без епископа, а та именно,
которая имеет еретичествующих епископов. Посему не старообряд­
ческая церковь виновата, и новообрядческая.
Новообрядец. Приверженцы Златоуста не оставались без епис­
копа. У них был епископ сам святый Златоуст, который и управлял
ими, посылая им послания, хотя и находился в заточении. А вашей
раскольнической церковью ни один епископ не управлял, в ней не
было ни одного епископа. Значит, пример сей не подходит к вам.
Старообрядец. Но, во-первых, изречение Златоуста, что еписко­
пу должны повиноваться и что церковь не может без него быть, ска­
зано им не о себе, а о своем преемнике, — о епископе, который будет
после него на престоле цареградской церкви, что его должно слушать
и что без него церковь не может быть. А между тем приверженцы и
сторонники Златоуста не слушали именно этого епископа и поэтому
остались без епископа. Таким образом, если они, как вы говорите, не
повиновались его преемнику и не имели его своим епископом, а на­
ходились в подчинении у Златоуста, пребывавшего в ссылке, то они
все-равно являются преступниками изречения Златоуста: «не может
церковь без епископа быти», если его понимать так, как толкуете вы.
Златоуст не сказал, что он будет их епископом и по изгнании и что
они тогда должны ему повиноваться и быть под его управлением, а
сказал, что кого после него изберут, тому «покоритесь как бы мне
самому, ибо церковь (константинопольская) не может оставаться без
епископа». Во-вторых, святый Златоуст учил, что не подчинившиеся
епископу Арсакию священники и миряне могут и даже обязаны свя­
щеннодействовать, молиться и управляться сами по себе — одни, без
епископа. Вот что он писал им: «Если епископ не находится среди
своего стада, чтобы руководствовать им, пусть овцы сами возьмут на
себя обязанности пастыря. Робкие, которые ссылаются на этот пред­
лог, (что нет епископа), уклоняясь от собраний, изменяют долгу веры.
Разве Даниил и пленные иудеи в Вавилоне нуждались в алтаре, храме
и первосвященнике для исполнения закона?» (св. Злат. и имп. Евдокс,
стр. 389) Ясно, что православные христиане константинопольской
церкви, прервавшие общение с своим местным епископом, не были
руководствуемы и управляемы никаким епископом, так что должны
были сами взять на себя обязанности пастыря и управляться без
епископа, за что и уподоблялись Даниилу и другим благочестивым
иудеям, находившимся в плену без первосвященника; а тех, которые
не имели с ними общения под предлогом, что у них нет епископа,

126