Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
же? Святый Иоанн Златоуст не только не укорил своих привержен­
цев, не стал говорить, что они не исполнили его наставления, но и
превознес их великими похвалами, говоря о них так: «Кто откажет
в наименовании мучеников людям, которые своими мучениями запе­
чатлевают учение церкви, утешают эту святую мать в прегрешении
слабых, отрекающихся от нее при всей их многочисленности? Один
человек, исполняющий волю Божию, стоит более десяти тысяч ее на­
рушающих» (святой Иоанн Злат. и Евдокс, Тьерри, стр. 389) А о са­
мом своем преемнике епископе, о котором говорил, что без него
церковь не может оставаться, вот что писал: «Слышах же и о блядивем Арсакии оном, его же посади царица на престоле моем, яко
вельми оскорби братию и девствующих, не хотящих ему причаститися, мнози же мене ради и в темнице умроша. Ибо овчеобразный
он волк, иже образ имея епископа, любодеец же сыи. Якоже бо жена
любодейца нарицается, сущу мужу ея живу иному приобщившися:
сице и сей прелюбодей есть не плоти, но духу, живу бо ми, похитити
престол мой» (Маргар. жит. Злат. л. 199 об., и пролог гнев. 27).
Итак, по учению самого Златоуста, которые не повиновались
его преемнику епископу даже до излияния крови, и поэтому оста­
лись и совершали богослужение без епископа, без которого церковь
не могла быть, те заслуживают наименования мучеников, своими
страданиями запечатлевающих учение церкви, не следуя за безза­
конным епископом. А тех, которые были с епископом преемником
Златоуста, Арсакием, святый Златоуст признает нарушителями воли
Божией, отрекающимися от православной веры. Почему же так? По­
тому что Арсакий восхитил епископский престол незаконно, оказал­
ся овчеобразным волком и духовным прелюбодеем. Посему и были
виноваты не те, которые ему не следовали и были без епископа, а
именно те, которые были с ним. А, по- вашему, наоборот, виноваты
те, которые остались без епископа, а не те, которые были с еписко­
пом, виноваты не сторонники Арсакия, а приверженцы Златоуста и
даже сам святый Иоанн Златоуст за то, что оправдал людей, остав­
шихся без епископа и не следовавших своему епископу, которому
сам же он заповедал следовать. Таково ваше учение, и к таким не­
сообразностям оно приводит! А мы, старообрядцы, понимаем слова
святаго Златоуста так, как он сам понимал их, и исполняем их так,
как исполняли непосредственные приверженцы и сторонники его, то
есть признаем, что должно следовать только за законными право­
славными епископами, а за незаконными, еретическими епископами
следовать не должно ни в каком случае. И мы не следуем, признавая

125