Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
касается меня самого, чувствую, что все кончено: мой путь совер­
шен; быть может, вы не увидите более лица моего. Даю вам одно
только поручение: пусть ни одна из вас не нарушает того уважения,
которым обязана церкви. Кто-нибудь, возведенный на этот престол с
общего согласия, без происков и властолюбия, будет моим преемни­
ком: покоритесь ему, как бы мне самому, ибо церковь не может ос­
таваться без епископа» (святый Иоанн Злат. и импер. Евдоксия, соч.
А.Тьерри, стр. 247). Есть ли тут хотя тень того миссионерского лже­
учения, что епископы не могут уклониться в ересь, и что если они и
уклонятся в ересь, то лишаются православия и благодати не они, а
православные христиане, не последовавшие за ними, именно за то,
что не последовали за еретиками, а остались в православной вере?
Нет; святый Иоанн Златоуст сказал только то, что после него избе­
рут ему преемника на константинопольский патриарший престол,
так как такая великая церковь, как цареградская не может оста­
ваться без епископа, — и больше ничего. Почему же не может? Пото­
му ли, что она от этого погибнет, исчезнет, уничтожится, перестанет
быть церковию? Потому ли, что Бог промыслит ей епископа достой­
ного? Нет, — просто потому, что люди непременно изберут и поста­
вят ему наместника. Но всякому ли епископу подчиняться, какого
бы и как бы ни избрали и ни поставили после Златоуста? — Нет; а
только тому подчиняться советует он, «егоже аще поставят в церк­
ви по нужди или советом всех», или сказать иначе: «которого возве­
дут на этот престол с общего согласия, без происков и властолю­
бия». Если же преемник Златоуста будет избран не таким порядком,
то ему не должно повиноваться, и церковь тогда не может быть с
епископом, а может или даже должна оставаться без него.
Что именно такая мысль содержится в вышеприведенном выра­
жении Златоуста, это доказало само дело. Когда его изгнали в зато­
чение, тогда на престол константинопольской церкви был возведен
Арсакий, но не с общего согласия, не «по нужди и советом всех», а
по указу царицы Евдоксии, отчаянной, непремиримой враждебницы
святаго Златоуста. Последователи Златоуста, его друзья и привер­
женцы, слышавшие сами его слова, что должно подчиниться и пови­
новаться его преемнику, и что церковь не может быть без епископа,
не подчинились сему его преемнику Арсакию, прервали с ним всякое
общение, остались без епископа, и, таким образом, церковь могла
быть и была без епископа, — и именно та церковь, о которой гово­
рил Златоуст, что она не может быть без епископа

и осталась имен­

но без того епископа, которому Златоуст велел повиноваться. И что *

124