Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
православные епископы, то есть такие, которые бы содержали без
малейшего изменения те догматы, предания, веру и чины, какие
были до Никона патриарха в православной церкви и какие после
него содержат старообрядцы?
Новообрядец.
Таких епископов в указанный вами период не
было, как всякому известно.
Старообрядец. А когда так, то указанные вами святые отцы не
только не обвиняют нас, но и положительно оправдывают, потому
что они, как мы уже видели, насколько настойчиво повелевают слу­
шать православных епископов, настолько же строго воспрещают слу­
шать еретических. Поэтому старообрядцы только в том случае были
бы виновны, если бы от времен Никона до митрополита Амвросия
епископы были православны, или если бы святые отцы только требо­
вали подчиняться епископам, не обращая внимания, еретики они или
православные, тогда бы мы тоже были бы виноваты. Но вы сами со­
гласились, что святые отцы воспрещают иметь еретичествующих епис­
копов, а до митрополита Амвросия православных не было. Следова­
тельно старообрядческая церковь тогда была совершенно права, не
имея епископов, в силу учения святых отец, приведенных вами.
Это я сделал общий взгляд на все свидетельства, приведенные
вами в подтверждение своего неправого мнения о непогрешимости
епископов и в обвинение старообрядческой церкви. Теперь рассмот­
рим каждое отдельно.
Изречение священномученика Киприана, что «епископ — в церк­
ви и церковь — в епископе», сказаны им в защиту себя против не­
справедливого обвинения его неким Пупианом, и имеют тот смысл,
что церковь только в том епископе, который сам находится в церкви
содержанием православной веры. А который епископ находится не в
церкви, но впал в ереси, в том, разумеется, нет и церкви. Это доказы­
вает тот же святый Киприан, называя еретических епископов лже­
епископами и имеющих с ними общение — «детьми диавола и полны­
ми лжи» (твор. его ч. 1, стр. 260, пис. 47), так как они становятся
причастниками их нечестия (пис. 56). Но церковь Христова находится
не только в каждом православном епископе, но и в каждом право­
славном христианине; даже более: каждый православный мирянин
сам есть церковь, якоже святый апостол Павел глаголет: «Вы есте цер­
кви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду
им Бог, и тии будут мне людие» (2 кор. зач. 182). Посему, как миряне
и священники, отделяющиеся от православного епископа, погибнут,
так равно и епископы, отпавшие от них, тоже погибнут. Святый Гри122