Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
(Ос. 9, 4), божественный суд научает и показывает, что всячески ста­
новятся причастны греху все, которые осквернились жертвою нечис­
того и неправденого священника; то же самое показано и в книге
числ, когда Корей, Дафан и Авирон, восставши на священника Ааро­
на, присвоили себе право приносить жертвы: и там Бог чрез Моисея
повелел народу отделиться от них, чтобы связавшись с нечестивыми,
он сам не заразился тем же нечестием: отступите, говорит, от кущ
человек жестокосердых сих и не прикоснитеся ко всем, елика суть
им, да не погибнете во всем гресе их (числ. 16, 26). Итак, народ,
повинующийся божественным заповедям и боящийся Бога, должен
отделиться от грешника-предстоятеля и не участвовать в жертвоп­
риношении святотатственного священника, тем более, что он имеет
власть избирать священников достойных и низлагать недостойных»
(творен, его ч. 1, письмо 56, стр. 315-316). Посему, по свидетельству
святаго Златоуста, «лучше ни от единаго же (начальника, епископа)
водиму быти, неже от злаго (от еретика) водиму быти» (бес. 34 на
поел. евр.).
Что же это значит? Одни и те же святые отцы и учители церк­
ви, руководимые одним и тем же Духом Святым, говорят, что кто не
с епископом, тот и не в церкви, — и кто с епископом, тот причастен греху и осквернен; кто не с епископом, те не земледелие Христо­
во, но семя вражие, — и кто с епископом, тот мучен будет, в геену
осужден будет и царствия Божия не наследит. Как тут разобраться?
Кто не слушает епископа или отделяется от него — виноват, и кто
слушает, тоже виноват. Не противоречие ли в учении святых отец?
Новообрядец.
Противоречия тут нет никакого. Святые отцы
учат, что слушать должно только православных епископов и им по­
виноваться, а еретических слушать не следует: от них надлежит от­
деляться и удаляться. А кто им следует, тот в геену осужден будет.
Старообрядец. Совершенно верно. Теперь докажите, что от со­
бора 1666-7 гг. до обращения к нам митрополита Амвросия в 1846
году епископы были вполне православны. Если это докажете, то мы
будем виноваты, а если нет, то мы правы.
Новообрядец. Вы, я вижу, хотите обвинять нашу православную
церковь в ересях, чтобы уклониться от предмета беседы, но я этого
вам не позволю.
Старообрядец.
Напрасно беспокоитесь. Обвинять вас теперь я
не буду (потому что речь не об этом) и от предмета беседы не уйду,
если бы вы и желали этого. Я только для скорейшего уяснения исти­
ны ставлю вам вопрос: были ли в указанный период времени вполне

121