Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
ние, тогда православные христиане должны пристать к оставшимся
православным епископам. Если же впадет в ересь не частичка епис­
копов, а все, тогда православный христианин обязан просто при­
стать к древности, к древней православной вере и держаться ее.
Так, древний учитель церкви Викентий лиринский учит: «Как же
поступить христианину кафолику, когда какая-нибудь частичка
церкви отсечется от общения со всеобщею верою? Как иначе, если
не предпочесть зараженному и поврежденному члену здоровье всего
тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пят­
нать не частичку уже только церкви, но всю вместе церковь? И тог­
да он должен позаботиться пристать к древности, которая не может
уже быть обольщена никаким коварством новизны» (памяти, запис­
ки, гл. 3, стр. 17-18). Это как раз опровергает ваше мнение. Вы гово­
рите, что когда православные христиане прервут общение с еретиче­
ствующими епископами, то неминуемо погибнут, если не найдут
православных епископов. А Викентий лиринский прямо говорит, что
тогда они должны пристать к древности, к древней святой вере и
преданиям, — и не перестанут быть православными христианами —
истинно-православною церковию. Так и случилось с старообрядца­
ми. Они, прервав общение с еретичествующими епископами, приста­
ли к древности, то есть остались в древней православной вере и
церкви, и посему они суть истинно Христова церковь.
Притом же не следует упускать из виду, что старообрядцы, зазревши в ереси епископов, остались не одни, а с епископом Павлом
коломенским, который вскоре был лишен жизни Никоном. Значит,
если даже понимать 15-е правило двукратного собора так, как по­
нимаете вы, и то оно оправдывает старообрядцев.
Из всего сказанного ясно, что старообрядцы не отделились от
церкви, а если прервали общение с отступившими в ересь епископа­
ми, то этим не преступили никаких правил, а лишь исполнили их, и
потому не могут подлежать никакому обвинению и осуждению. Так­
же ясно, что православные христиане обязаны отделиться от еретичествующих епископов, то есть исторгнуть соблажняющее око и
прежде соборного суда.
Таким образом, как название епископов главою церкви, так и
название их оком ее, не доказывает того, что все епископы не могут
уклониться в ересь, и церковь вследствие этого не может временно
остаться без них. А посему напрасно вы их и приводили.
Нет ли у вас более ясных и убедительных свидетельств в под­
тверждение ваших мыслей? Если есть, то укажите.

119