Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
еретичествующих епископов, пристать к православным епископам, а
вы, отделившись от еретичествующих епископов, не пристали ни к
каким. Значит 15-е правило двукратного собора вас не оправдывает.
Старообрядец. Во-первых, вы ничем не докажете того, что от
одного еретичествующего епископа отделяться можно, а от многих
нельзя, ибо этого нигде не написано. Во-вторых, если в правиле и
сказано, что отделяющиеся от общения с епископом, то это не зна­
чит, что только один епископ и может уклониться в ересь, а множе­
ство нет. Об одном епископе здесь сказано потому, что всякий свя­
щенник и каждый христианин подчинены только одному своему
епископу, а не многим, и потому, если уклоняются в заблуждение и
многие епископы, каждый христианин собственно отделяется толь­
ко от одного епископа. В-третьих, в самом правиле говорится, что
если и многие епископы уклонятся в заблуждение, христиане право­
славные должны от них отделиться. В нем сказано, что «они (право­
славные христиане) осудили не епископов, а лжеепископов и лже­
учителей»: значит многих, а не одного. Наконец, в некоторых пере­
водах даже и в начале этого правила говорится не об одном
епископе, а о многих. Так, в книге «Просветитель» преподобнаго
Иосифа волоколамскаго читаем: «Иже убо ереси ради некия приоб­
щения себе отлучиша епископства, таковии не точию правильному
запрещению не подлежат, но и подобающия чести православным
сподоблении будут. Не епископом бо, но лжеепископом и ложным
учителем зазреша, и церковное соединение не раздраша, но раздрания церковная и разделения потщашася избавити» (Просветит, сл.
12). Посему, если старообрядцы ереси ради и отлучиша себе от епис­
копства, то они в этом случае нисколько невиновны. Затем, из пра­
вила видно, что прервавшие общение с еретичествующими еписко­
пами, православные христиане с священниками пребывают в церк­
ви. В вышепрочитаином правиле сказано, что они сохранили
церковь от расколов и разделений. Спрашивается: какую церковь
они сохранили от этого? — Конечно ту, в которой остались они, а не
ту, в которую уклонились еретичествующие епископы. Значит, та
церковь есть истинная церковь, в которой пребывают православные
христиане с священниками, прервав общение с еретичествующими
епископами. А такая церковь есть именно старообрядствующая.
Еще вы сказали, что православные христиане, отделившись от
еретичествующих епископов, должны непременно пристать к право­
славным епископам. Но это не всегда требуется. В святоцерковном
учении определено, что если часть епископов уклонится в заблужде118