Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
прежде соборного суда над ними, если бы даже и видели, что они
сотворили какой-либо грех, вроде убийства, святотатства и т. под.,
— в заключение изрек следующее определение: «Впрочем сие опреде­
лено и утверждено о тех, кои под предлогом некоторых обвинений
отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают
единство церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем,
ради некия ереси, осужденные святыми соборами или отцами, когда,
то есть проповедует он ересь всенародно и учит оной открыто в
церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епис­
копом прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат поло­
женной правилами епитимий, но и достойны чести подобающей
православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и
лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщи­
лись охранити церковь от расколов и разделений» (правило его 15).
Подобно сему изложено и в деяниях 3-го вселенского собора: «Всем
правомыслящим, в особенности же духовным отцам и учителям дол­
жны мы всегда воздавать честь и подобающее уважение. Но если
случится, что долженствующие быть учителями, внушают слушате­
лям такие мысли о вере, которые развращают слух и сердца всех,
тогда установленные отношения по необходимости должны изме­
ниться, и подчиненные должны обличать наставников ложного уче­
ния» (деян. всел. соб., т. 1, стр. 744).
Но старообрядцы во времена Никона, как известно, прервали об­
щение с еретичествующими епископами не за их личные грехи, а за
то, что они начали проповедывать ересь всенародно и учить оной от­
крыто в церкви. Посему старообрядцы достойны не порицания, а чес­
ти как православные. Вообще, старообрядческая церковь, прервав об­
щение с еретичествующими иерархами, этим только исполнила боже­
ственное учение святых апостол и святых отец об отделении от
заблуждающихся и заповедь самого Спасителя: «внимайте себе от
лживых пророк» (Матф. зач. 22). А исполнением заповедей Божиих и
правил святособорных нельзя сделаться преслушником церкви. Следо­
вательно, старообрядцы, как точные исполнители святособорных оп­
ределений, не суть преслушники церкви. «Аще кто слово Мое соблю­
дет, смерти не имать видети во веки» (Иоан. зач. 33), сказал Христос.
Новообрядец.
Прочитанное вами правило двукратного собора
хотя действительно требует, чтобы христиане отделились от еретичествующего епископа прежде соборного суда над ним, но так доз­
воляется отделиться только от одного епископа, а не от всех; а вы
отделились от всех епископов. Притом же должно, по отделении от

117