Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
соблажнающего ока, оставшаяся с двумя глазами, будет ввержена в
геену огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. Это
говорит сам Господь Бог. А он и судить нас будет на страшном суде
по Своим словам и заповедям, по Своему святому евангелию. Он ска­
зал: «Отвергиися Мене и не приемляй глагол Моих, имать судящаго
ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Иоан. зач.
43). Вот, в последний день страшного суда «книги разгнутся» (стихера в нед. мясоп.), евангелие откроется, — представим себе страш­
ный суд Христов по-человечески, — и Христос, праведный Судия,
спросит нашу старообрядческую церковь: «почему ты была некото­
рое время с одним оком?» Она, конечно, ответит: «Потому, что ис­
торгла соблажняющее око, по Твоей заповеди». «Вниди в царствие
Божие» (Марк. зач. 12), речет Христос. Потом обратится к вам, новообрядцам: «А вы, скажет, почему не исторгли соблажняющего ока,
почему были всегда с двумя глазами, не обращая внимания на то,
что один из них был соблажняющий?» Вы ответите: «Да больно
было исторгать свое око, да и стыдно было оставаться с одним гла­
зом и оказаться уродом — кривым». «Ввергнуть их, — гласит опреде­
ление Божие — в геену огненную, идеже червь их не умирает и огнь
не угасает» (Марк. зач. 42).
А что это изречение Спасителя о соблажняющем оке относится и
к заблуждающимся епископам, это утверждает святый Афанасий Ве­
ликий. В толковании на сие он говорит: «Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблажнающее око, но не
чувственное (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное. Так, на­
пример, если епископ или пресвитер, как очи церкви, живут худо и
соблажнают народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них
собиратися в дом молитвенный, нежели с ними, как с Анною и Каиафою ввергнуться в геену огненную» (творен, его, ч. 1, стр. 479; и Ник.
черн. гор. сл. 7). Поэтому вам, новообрядцам, следовало бы не смеяться
над старообрядцами, а плакать о своем несчастном положении, что
вы с своими архиереями, как с Анной и Каиафой ввержены будете в
геену огненную за то, что не исторгли у себя соблажняющего ока —
еретичествующих епископов, вопреки заповедям Божиим.
Новообрядец. Прочитанное вами толкование святаго Афанасия
Великаго хотя действительно доказывает, что изречение Спасителя об
исторжении соблажняющего ока относится к еретичествующим епис­
копам, но ведь в нем сказано, что такого епископа надлежит изверг­
нуть. А кто же епископа может извергнуть? Конечно, только еписко­
пы, и притом собор епископов в числе не менее двенадцати, по 12

114