Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
их же сам Исус Христос оком тела нарече, оставили бяше слепа,
яко тело без очию» (гл. 23, лис. 213). Вот слепая церковь называ­
ется святою, а не еретическою. Ясно, что слепая церковь может быть
святою, православною церковью.
Впрочем, должно сделать оговорку: я с вами условно согласился,
что старообрядческая церковь была слепа во время пребывания без
православных епископов. На самом же деле она и в это время не
была совершенно слепая; во-первых, потому, что истинный и суще­
ственный свет церкви есть сам Господь наш Исус Христос, как Он
говорит сам о Себе: «Аз есмь свет миру» (Иоан. зач. 29), а тем более
церкви; Он есть свет истинный, который «просвещает» не только
Свою церковь, но и «всякаго человека грядущаго в мир» (Иоан. зач.
1). А, во-вторых, потому, что очами церкви называются не только
епископы, но и священники, как написано в «Кормчей» в главе 60 и
у святаго Афанасия Великаго; «епископы и священники, как очи
церкви» (твор. его, ч. 1, стр. 479 и Ник. черн. горы, сл. 7). А священ­
ники у нас и в то время, когда епископов не было, были непрерыв­
но: значит у нас и тогда око церкви было. Только не было, так ска­
зать, одного ока — епископов; а другое око (священники) было по­
стоянно.
Новообрядец. Следовательно ваша церковь была урод! С одним
глазом!.. Кривая Вот так церковь.
Старообрядец.
Ваше дело издеваться и насмехаться над свя­
щенными предметами, потому что вы стараетесь не истину узнать и
уяснить, а лишь грязнить и бесчестить своего противника. Наше же
дело только веровать и уяснять истину. Вы говорите, что старооб­
рядческая церковь была кривая, урод, потому что я сказал, что в
ней, хотя одного ока епископов не было, но другое все-таки было.
Но пусть, по-вашему, она была урод. Что же будет этому уроду? —
вот в чем вся суть дела, а не в насмешках. Посмотрим, что опреде­
лил Господь наш Исус Христос уроду, с единым оком, и что не уроду,
с двумя глазами? Читаю в евангелии: «Аще око твое десное соблажняет тя, исткни е: добрее ти есть со единем оком внити в царствие
Божие». Вот, смотрите: церковь исторгшая соблажнающее око и ос­
тавшаяся 6о единым оком, по вашим словам, сделавшаяся уродом,
войдет в царствие Божие, приведет чад своих к вечному блаженству.
Посмотрим далее, что будет той церкви, которая не исторгнет соблажняющего ока, будет с двумя глазами? Вот что: «неже две оце
имущу, ввержену быти в геену огненную, идеже червь их не умирает
и огнь не угасает» (Марк зач. 42). Видите ли, церковь не исторгшая

113