Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
се именуемы». Таким образом, епископы главою церкви только име­
нуются, так же, как и всякий человек-миротворец нарицается сы­
ном Божиим. Но если бы вдруг не стало на земле ни одного мирот­
ворца, все жили бы во вражде, — а кто-нибудь и стал бы утверж­
дать, что теперь нет Сына Божия, ибо сыном Божиим называются
миротворцы, а миротворцев нет. Но как неразумно это суждение,
так глупо и ваше умозключение, что епископы называются главою
церкви, а у старообрядцев не было епископа, следовательно у них
церковь была без головы. И как тому мы ответили бы, что хотя ми­
ротворцев, именуемых сынов Божиих, и не стало на земле, но у нас
есть единосущный и единородный Сын Божий — Господь наш Исус
Христос: так и вам отвечаем, что хотя православных епископов,
именуемых глав церкви, и не было от времен Никона и до митропо­
лита Амвросия у старообрядческой Христовой церкви, но была ис­
тинная, существенная глава, — Господь наш Исус Христос. И, таким
образом, ваше обвинение, что в старообрядческой церкви, якобы, со­
вершенно не было главы, нас ничуть не обвиняет. А обращается это
страшное обвинение на вас самих, так как вы изображаете свою
церковь каким-то тысячеглавым чудовищем.
Епископы в собственном смысле не есть глава церкви, а только
члены (Кирил. л. 24 обор.); их можно уподобить очам церкви.

22. Очи церкви
Новообрядец. Я согласен, что епископы в церкви не глава, а
только члены, и именно очи церковные. Но вам-то от этого никакой
нет отрады. У вас сто восемьдесят лет не было епископа, следова­
тельно не было очей, и потому ваша церковь есть слепая, как дей­
ствительно и говорится в книге «О вере», что церковь без епископа
слепа (л. 213).
Старообрядец. Но что ж из этого? Разве слепая церковь пере­
стает быть церковью Христовою? Ведь и человек слепой не переста­
ет быть человеком: хотя и слеп, а все-таки человек; скотиной его не
назовешь. Так и церковь: хотя и слепая, все-таки церковь; другим
чем ее не назовешь. Слепая церковь не значит еще еретическая. В
доказательство этого прочитаю в книге «О вере», на которую вы
указали. Вот что в ней сказано о слепой церкви, бывшей в малой
России, когда епископы ее уклонились в унию, впали в еретичество:
«Церковь бо наша с в я т а я митрополита и епископов православных,

112