Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
той же пишет: яко Бог Отец Христа даде главу всей церкви (ефес.
зач. 219), то убо и видимой и невидимой. И многа о сем обрящеши
писания. Веждь и се же, и разсмотри, яко единому телу нужда есть
едину имети главу; церковь же есть едино тело; убо нужда есть имети ей едину главу Христа. Другую же не имать, ибо двоглавна или
треглавна была бы, то некий позор был бы» (кат. больш. л. 125 и
об). «А сие же и простейший познати может, — говорится в книге
«О вере», — яко во едином теле две главе не могут быти; и диво бы
то было: обаче змию сие свойственно есть, а не телу церковному;
сего не попусти Господи ниже помыслити нам» (гл. 7, л. 57). Не ясно
ли, что кто говорит, что в церкви, кроме Христа, должна быть дру­
гая глава, тот делает церковь двуглавою или треглавою, что свой­
ственно только змеям, а не телу церковному. А вы, новообрядцы, го­
ворите, что каждый епископ есть глава церкви. А так как у вашей
церкви несколько сот епископов, или, быть может, целая тысяча, то
у вашей церкви и голов целая тысяча; и значит свою церковь вы
сами делаете тысячеглавым чудовищем.
Новообрядец.
Но ведь я назвал епископов главою церкви не
от себя, а от писания; я указал на толкование 55 правила святых
апостол, где епископы называются главою церкви. Так обвиняйте не
меня, а упомянутое место в «Кормчей».
Старообрядец.
В объяснение упомянутых вами слов книги
«Кормчей» о главенстве епископов в книге «О вере» пишется: «А еже
на некоих местех во святом писании сие (именоваться главою церк­
ви) и святым Божиим приписуется, и то от Божия благодати тво­
рится почести ради святых, а не для самого существа» (гл. 7, л. 57).
Таким образом, если где в писании епископы и называются главою
церкви, то это делается только почести ради, а не по самому суще­
ству. А между тем и другим неизмеримая разница. Так, например, по
существу только один Сын Божий; другого Сына Божия нет и быть
не может. А ради чести, уподобительно, сынов Божиих есть и может
быть очень много. Сам Христос сказал в евангелии: «блажени ми­
ротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся» (Матф. зач. 10). Отсюда
всякий истинный миротворец называется сыном Божиим ради чести
уподобительно, а не по самому существу. Вот так и епископы могут
называться главою церкви, но только именоваться, а не по самому
существу быть, как и миротворец может называться сыном Божиим,
а не по самому существу быть им. Это видно из самого толкования
на 55 правило святых апостол, гласящего сице: «Епископи убо, по
образу суще Господа нашего Исуса Христа, и глава церковного теле-

111