Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
может сохранить Свою церковь неодоленною, а без епископов ниче­
го не может поделать. А епископы могут сохранить церковь неодо­
ленною и без Бога, то есть и тогда, когда отступят от Него в извест­
ной степени, или примут ереси. Вот такое ваше учение действитель­
но нечестиво и богохульно: вы веруете не во всемогущество Божие, а
во всемогущество своих епископов.
А мы, старообрядцы, веруем именно во всемогущество Божие, а
не во всемогущество епископов, — веруем, что всемогущий Бог мо­
жет спасти и сохранить Свою церковь неодоленною, когда и еписко­
пы уклонятся в ересь.
Конечно, Бог мог сохранить епископов от уклонения в ереси.
Но если они уклоняются, то это не значит, что Он невсемогущ. Он
не все то делает, что может. Он, без сомнения, мог устроить, чтобы
и ересей вовсе не было, но не устроил: ересей существует бесчислен­
ное множество. Бог также мог бы сделать, чтобы мы никогда не гре­
шили, но не сделал. Бог мог сделать, чтобы и Адам не преступил
заповедь, но не сделал. Однако этим всемогущество Божие не уни­
жается. Напомню сказанное мною раньше. Если бы Бог устроил, что
никто не мог ни погрешать, ни уклониться в заблуждение, ни
впасть в ересь, то не было бы и награды ни за добродетели, ни за
исполнение заповедей, ни за содержание православной веры и пре­
бывание в Христовой церкви, и люди были бы подобны скоту несмысленному, который, как известно, лишен будущей жизни.
Таким образом, обетования Божий: «се Аз с вами еемь» и: «со­
зижду церковь Мою», ничуть не доказывают того, что епископы ни­
когда не могут отпасть от православия и церковь ни минуты не
может быть без них.

21. Глава церкви
Новообрядец.
Если эти обетования Божий не доказывают не­
погрешимости епископов и невозможности церкви оставаться без
них, хотя бы и на малое время, то у меня есть другие доказатель­
ства, более сильные, которые подтверждают эту истину. Святый апо­
стол Павел уподобляет церковь телу человеческому, глаголя: «Якоже
бо тело едино есть и уды имать многи, вси же уди единаго тела,
мнози суще, едино суть тело: тако и Христос» (1 коринф. 12, 12). А
глава этого тела есть епископы, как пишется в «Кормчей» в толко­
вании на 55 правило святых апостол: «Епископи убо, по образу суще

109