Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
Старообрядец.
С нашей стороны уже доказано, что церковь
была неодолена и тогда, когда епископы уклонились в ересь. Та цер­
ковь одолена от врат адовых, которая содержит ереси, хотя бы была
и с епископом; а которая не содержит ересей, та и неодолена, хотя
бы и епископа не имела. Если вам все еще кажется несообразным с
обетованием Божиим, что епископы уклонились в ереси, то я вам
приведу свидетельство святаго Иоанна Златоуста: «Не должно воз­
мущаться, когда обстоятельства кажутся несообразными с
обетованием Божиим. Ибо вот, когда пришел Господь для спасения
Своего народа, или лучше — для спасения всей вселенной, какое
было начало. Мать бежит, отечество поражается несносными страда­
ниями, совершается убийство, всех убийств тягчайшее; всюду плачь,
рыдание и вопль многий. Но не смущайся! Господь, в яснейшее
доказательство Своей силы, обыкновенно исполняет Свои на­
мерения средствами всегда противоположными» (Беседа 9, на
евангел. Матф. стр. 164). Итак, обетования Божий не нарушаются от
того, что обстоятельства кажутся несообразными с ними. Вот и вам
кажется несообразным с обетованием Божиим, что епископы укло­
нились в заблуждение, и церковь осталась без них. «Но не смущай­
ся!» укрепляет святый Иоанн Златоуст. Почему? Не нарушается ли
этим обетование Божие? Не оказывается ли Бог невсемогущим? —
Нет,«Господь в яснейшее доказательство Своей силы обыкновенно
исполняет Свои намерения средствами, всегда противоположными»,
— говорит святый отец.
Относительно же веры во всемогущество Божие должно сказать,
что не мы не веруем в него, а именно вы. Мы, старообрядцы, утверж­
даем, что хотя и епископы уклонятся в ересь, Бог, Своею силою, Сво­
им всемогуществом, может сохранить Свою церковь от врат адовых
неодоленною. Не наше дело рассуждать о том, как Богу лучше управ­
лять Своею церковию, как Ему удобнее исполнять Свои обетования;
наше дело только исполнять Его святые и спасительные заповеди. А
Бог управит Своею церковью, исполнит Свои обещания и намерения
не по нашим греховным умствованиям, а по Своей силе, по Своему
всемогуществу. По вашему же учению выходит, что как только епис­
копы впадут в ересь, так Бог и не может спасти Свою церковь; Бог
только до тех пор может сохранять Свою церковь неодоленною,
пока епископы пребывают в православии. А лишь только они укло­
нятся в ересь, тогда ни обетование Божие, ни Его всемогущество, ни
Его промысел и всеведение, ничто не в состоянии спасти Его цер­
ковь от погибели, сохранить ее неодоленною. С епископами Бог еще

108