Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
тив, считали их вполне православными, «составляющими церковь
Божию» (Деян. всел. соб., т. 1, стр. 395). Так когда в Малороссии
епископы уклонились в унию, и православная церковь осталась без
епископов и, по словам книги «О вере», «бяше слепа, яко тело безочию» (гл. 23, л. 213), тогда эту церковь патриарх Мелетий александ­
рийский не назвал еретическою, а признал вполне православною.
(Послания его в кн. Кирил. иерусал.). Итак, если ни древняя право­
славная церковь, ни ваша новообрядческая никогда не судили цер­
ковь за такое событие, как небытие в ней епископов, то спрашива­
ется: как же можно обвинять старообрядческую церковь за это об­
стоятельство? Как можно обвинять правого за проступки других? —
можно ли обвинять и судить старообрядческую церковь за то, что
епископы уклонились в ересь, а она нет? Справедливо ли обвинять и
порицать ее за то, что она не приняла и не имеет никаких ересей,
хранит православную веру так, что даже епископы не могли ее вов­
лечь в ересь, и она потому осталась без них? Если вы обвиняете
старообрядческую церковь за то, что епископы пали в ересь, а она,
сохраняя православную веру, осталась без них, то обвините прежде
православную константинопольскую церковь, остававшуюся не­
сколько времени без епископа, когда Несторий уклонился в ересь,
обвините малороссийскую церковь за то, что она оставалась не­
сколько лет без епископа, так что была даже слепа, яко тело без
очию, когда епископы уклонились в унию; обвините также и всю
древнюю православную церковь, потому что она имела полное обще­
ние с теми церквами, которые не имели епископов по несколько
времени.
При всем том еще вот что я должен сказать: если вы считаете,
что старообрядческая церковь виновна за то, что в ней сто восемь­
десят лет не было епископа, хотя сама она была, — священники,
диаконы и миряне в это время в ней были православные, — то на­
сколько же виноватей сама ваша новообрядческая церковь, когда в
ней не сто восемьдесят лет, а целых тысячу шестьсот пятьдесят три
года не было не только епископов, но и священников, и диаконов и
даже мирян, — словом сказать, не существовало и самой вашей но­
вообрядческой церкви: она появилась только с тысячу шестьсот пя­
тидесятых годов; а раньше ее и на свете не было. Как до Ария не
существовало арианской церкви, до Навата не существовало наватианской церкви, до Люцифера — люциферианской: так и до Никона
не существовало никонианской церкви. Как наватианская церковь
появилась с тех только пор, когда Нават ввел свои ереси: так и

104