Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
Новообрядец. Но у ней не было сто восемьдесят лет епископа:
поэтому она и одолена от врат адовых.
Старообрядец. А разве это ересь, что в ней временно не было
епископа? Небытие в церкви епископа есть вовсе не ересь, не заб­
луждение, не преступление, а просто историческое событие, или про­
исшествие в церкви. А если будете настаивать, что это ересь, то дол­
жны решить и доказать: какого еретика она? На каком соборе суждена? Кто ее ввел в старообрядческую Христову церковь? Да и ересь
ли это на самом деле?
Новообрядец. Я хотя доказать и не могу, что небытие в церк­
ви епископа есть ересь, но все-таки признаю, что старообрядческая
церковь виновата за то, что в ней сто восемьдесят лет не было
епископа.
Старообрядец.
Если старообрядческая церковь виновна за то,
что в ней столько времени не было епископа, то почему ваша име­
нуемая православная церковь не судит ее за эту вину? Если вы ука­
зываете страшного преступника, например, убийцу, разбойника, до­
казываете, что он великий злодей, виновен во многих беззакониях,
— и тут же находится судья, полицейский и проч., которые слышат
и знают вины этого преступника, а между тем не берут его и не
судят: то сами эти начальники делаются виноватыми, становятся
преступниками за то, что преступника не подвергают каре, престу­
пая сами закон, требующий судить и наказывать преступников. Так
и здесь: если, как вы говорите, старообрядческая церковь виновна
за то, что в ней сто восемьдесят лет не было православного еписко­
па, если это есть страшное преступление, или ересь, а ваша новообрядческая церковь, зная это не судит ее: то сама ваша церковь дела­
ется виновною, становится преступницею за то, что не судит старо­
обрядческую церковь за такое страшное преступление, каким вы
воображаете небытие в ней несколько лет православного епископа.
Но ваша церковь не по чему-либо другому не судит ее за это собы­
тие, как только потому, что судить не за что. Судить за события,
которыми управляет сам Бог, никого нельзя. Древние святые отцы и
вселенские соборы никогда не судили тех церквей, которые были без
епископов, вследствие уклонения их в ереси. И не только не судили,
но и признали их православными и удостоили великих похвал. Так,
например, когда Несторий, патриарх цареградский, впал в ересь, и
православные христиане константинопольской церкви остались без
епископа, тогда папа римский и другие иерархи не признали этих
христиан падшими, не признали эту церковь еретическою, а напро-

103