О Христе и антихристе

Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. СПБ:Библиополис, 2008. - 400 С.

Содержание

Святой Ипполит, епископ Римский. Очерк его жизни и литературной деятельности

Толкования на книгу пророка Даниила

Ипполита, епископа Римского, изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе

Слово о кончине мира, и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа (Подложное)

Беседа Ипполита против ереси некоего Ноэта

Слово на Святое Богоявление Ипполита, епископа и мученика

Дополнение. О философских умозрениях или обличение всех ересей

Святой Ипполит: его замечательная судьба, различные сказания о нем в истории и мнения у новых ученых

Послесловие

OCR
328 ' Святой Ипполит, епископ Римский в собственном смысле этого слова8, следовательно, не могут
подлежать и сравнению. Далее не совсем справедливо и то, что
в третьем веке будто бы не было особо устроенных крещален.
Так в усыпальницах Ватиканской, Каллиста, Понтиана (совре¬
менников Ипполита)9 и др. сохранились ясные следы сущест¬
вования этих крещален. Сам Ипполит в другом своем произве¬
дении, не подлежащем сомнению, — именно, в «Толковании на
книгу пророка Даниила»10 в изложении истории Сусанны—ука¬
зывает на «παράδεισος» как на такое место, в котором, по мне¬
нию Воссиуса11, совершалось крещение в первые века христи¬
анства, и где, по словам самого Ипполита, «приготовлялась
баня (λουτρόν) опаленным». Не совсем верно также и то, что
обычай сочетаваться Христу вошел будто бы в практику Церкви
не ранее IV в. ДеЛо в том, что в Апостольских Постановлениях12
есть уже намеки на этот обряд. Есть некоторые указания на него
и у Оригена, Тертуллиана и Иринея._Что касается указания на
царей и князей в отношении к таинству крещения, то его без
всяких натяжек можно отнести к числу так называемых общих
мест, безотносительных к современным условиям эпохи Иппо¬
лита. Наконец, ссылка на финиковую пальму была бы уместна
только в том случае; если бы было достоверно известно, что Ип¬
полит произнес свое слово в Риме, а не в каком-либо ином мес¬
те, как например, в Антиохии или Александрии, где он, по всей
вероятности, пребывал некоторое время. Таким образом, все указанные возражения не могут дости¬
гать своей цели, и вопрос о подлинности «Слова» остается от¬
крытым. 8 Впрочем, ив этих негомилетических сочинениях («Толкования на книгу пророка
Даниила», «Против Ноэта», «О Христе и антихристе») есть такие отделы, где Иппо¬
лит впадает в риторический пафос и блещет изысканностию своего красноречия. Все
эти отделы очень рельефно напоминают нам язык разсматриваемого нами «Слова». 9 См. Красносельцева Η. Ф. «Очерки из истории христ. храма». Казань. 1881, стр. 334;
Фрикена «Римские катакомбы», ч. И. Москва. 1877, стр. 107. 10 Кн. I, гл. XVI. 11 Romae subterran III, р. 432. 12 «И сочетаваюся Христу, и верую, и крещаюсь во единаго Нерожденнаго» - Апост.
Постан. в переводе на русск. язык при Каз. Акад. 1864 г, стр. 239.