Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.7

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.7. — СПб., 1901

Содержание

Книга 1

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

БЕСЕДА ВТОРАЯ. Изъяснение 1:1

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 1:17-21

БЕСЕДА ПЯТАЯ. Изъяснение 1:22-25

БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Изъяснение 2:1-3

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Изъяснение 2:4-10

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Изъяснение 2:11-15

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 2:16-23

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Изъяснение 3:1-6

БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Изъяснение 3:7-12

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Изъяснение 3:13-17

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Изъяснение 4:1-11

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Изъяснение IV

БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:1-16

БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:17-26

БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:27-37

БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:38-48

БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Изъяснение 6:1-15

БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Изъяснение 6:16-23

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. Изъяснение 6:24-27

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. Изъяснение 6:28-34

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 7:1-20

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 7:21-27

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. Изъяснение 7:2

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. Изъяснение 8:5-13

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 8:14-22

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 8:23-34

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 9:1-8

БЕСЕДА ТРИДЦАТАЯ. Изъяснение 9:9-17

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. Изъяснение 9:18-26

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ. Изъяснение 9:27-10:15

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 10:16-22

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 10:23-33

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ. Изъяснение 10:34-42

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ. Изъяснение 11:1-6

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 11:7-24

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 11:25-30

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 12:1-8

БЕСЕДА СОРОКОВАЯ. Изъяснение 12:9-24

БЕСЕДА СОРОК ПЕРВАЯ. Изъяснение 12:25-32

БЕСЕДА СОРОК ВТОРАЯ. Изъяснение 12:33-37

БЕСЕДА СОРОК ТРЕТЬЯ. Изъяснение 12:38-45

БЕСЕДА СОРОК ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 12:46-13:9

Книга 2

БЕСЕДА СОРОК ПЯТАЯ. Изъяснение 13:10-23

БЕСЕДА СОРОК ШЕСТАЯ. Изъяснение 13:24-33

БЕСЕДА СОРОК СЕДЬМАЯ. Изъяснение 13:34-52

БЕСЕДА СОРОК ВОСЬМАЯ. Изъяснение 13:5

БЕСЕДА СОРОК ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 14:13-32

БЕСЕДА ПЯТИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 14:23-36

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 15:1-20

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 15:21-31

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 15:3

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 16:13-23

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 16:24-27

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 16:2

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 17:10-21

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 17:2

БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 18:7-14

БЕСЕДА ШЕСТИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 18:15-20

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 18:21-35

БЕСЕДА ШЕСТДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 19:1-15

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 19:16-26

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 19:2

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 20:17-28

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 20:2

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 21:12-32

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 21:33-46

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 22:1-14

БЕСЕДА СЕМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 22:15-33

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 22:34-46

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 23:1-13

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 23:14-28

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 23:2

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 24:1-15

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 24:16-31

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 24:32-51

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 25:1-30

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 25:3

БЕСЕДА ВОСЬМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 26:6-16

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 26:17-25

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 26:26-35

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 26:3

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 26:51-66

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 26:6

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 27:11-26

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 27:27-44

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 27:45-61

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 27:6

БЕСЕДА ДЕВЯНОСТАЯ. Изъяснение 28:11-20

Отрывок из беседы IV

OCR
Т0ЛК0ВАН1Б ΠΑ СВЯТАГО МАТѲЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА LXXI1I.

737

няетъ мысль Свою указаніемъ на вещь, всѣмъ извѣстную и
очевиднукх,
2. Далѣе, чтобы показать, что нѣтъ никакого вреда отъ нѳсоблгоденія очищеній тѣлесныхъ, апапротивъ величайшее наказаніе бываетъ слѣдствіемъ небрежепія объ очищеніи души, то
есть ο добродѣтели, Спаситель назвалъ тѣлесныя очищенія комаромъ, такъ какъ онибыли маловажны инпчтожны, адѣйствія,
очищающія душу—верблюдомъ, такъ какъ послѣднія были невыносимы. Потому и говоритъ: оцѣждающін комара, вельблюда оюе
пооюиракще (ст. 24). Наружныя очищенія были прѳдписаны закономъ только ради внутрѳннихъ, ради милости и суда; а потому
даже и в ъ ветхомъ завѣтѣ нѳ приносили никакой пользы, какъ
скоро оставалиеь одни. Такъ какъ маловажное учреждено было
радн важнѣйшаго, а нежду тѣмъ послѣднее было оставлѳно и
предметомъ служило только первое, то отъ эхого и не выходило,
ещѳ и въ то врѳмя, никакого добра: внутреннее очищеніе не слѣдовало за внѣшнимъ, тогда какъ напротивъ внѣпшѳе необходимо
ужѳ слѣдуетъ за внутреннимъ. Итакъ, изъсловъ Спасителя видпо,
что и прежде пришествія благодати, очищенія тѣлесныя не
были въ числѣ дѣлъ важныхъ я достойныхъ особѳняаго попеченія, а требовалось нѣчто другое. Бсли ясѳ таковы были эти
обяэанности еще прежде благодати, то тѣмъ болѣе оказались они
бѳзполезными послѣ возвѣщенія высокихъ заповѣдѳй новозавѣтныхъ и уже вовсе не надлежало оставлять ихъ въ силѣ. Итакъ,
жизнь порочная во всякомъ случаѣ есть тяжкоѳ зло; но особенпо она вредна тогда, когда порочный совсѣмъ не думаетъ ο
томъ, что онъ имѣетъ нужду въ исправленіи; а еще пагубнѣе 676
бываѳтъ она тогда, когда такой человѣкъ почитаетъ себя способнымъ къ тому, чтобы и другихъ исправлять: указывая
на это Христосъ и называетъ книжниковъ слѣпыми вождями сдѣпыхъ. Въ самомъ дѣлѣ, если уже величайшее несчастіѳ и бѣдствіе, когда слѣпецъ нѳ находитъ нужнымъ имѣть
путеводителя, то въкакую пропасть низвергнетъ то, когда онъ
захочѳтъ ещѳ руководить другихъ? Всѣ эти обличенія Спаситель
направляетъ къ тому, чтобы указать на чрѳзмѣрное, до неистовства доходившее славолюбіе книжниковъ и фарисеевъ, на зтотъ
жѳстокій нѳдугъ, отъ котораго они сходили съ ума. Дѣйствительно, для нихъ причиною всѣхъ золъ было то, что они всѳ
дѣлаля напоказъ. Это и отъ вѣры отвело ихъ, и расположило къ
нерадѣнію объ истиной добродѣтели, и побудило заботиться объ
одДихъ только тѣлесныхъ очпщеніяхъ, не стараясь объ очищеяіи души. Поэтому-то Христосъ, желая привести ихъ къ истинной добродѣтели и къ очищенію души, и напоминаетъ ο ми-