Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
94

ТВОРВШЯ СВ. ІОЛННА ВЛАТОУСТдГО.

апостольскихъ, чтобы намъ имѣть ясное и несомнѣнноѳ доказательство воскрѳсѳнія. Ты не видѣлъ Самого воскресшаго глаэани
іоб тѣлесными, но видишь Бго воскресшаго очами вѣры; этими глазами ты не видѣлъ Самого воскресшаго, но при помощи тѣхъ
чудѳсъ увидишь Его воскресшаго. Явлѳніе знамевій руководитъ
тебя къ созѳрцанію вѣрою. И то, что имѳнемъ Его совершались
знаменія, было лучшимъ и яснѣйшимъ доказательствомъ (воскресенія), нѳжели явленіе Самого воскресшаго. Хочѳшь ли узнать,
какъ это лучше подтверждаетъ истину воскрѳсѳнія, чѣмъ если бы
Онъ Самъ явился предъ глазами всѣхъ людѳй? Слушайте вниматѳльно, потому что многіе спрапшваютъ объ этомъ и говорятъ:
почему Господь воскресши не явился тотчасъ іудеямъ? Это вопросъ излшпній и напрасный. Если бы была надѳжда обратить
іудеевъ къ вѣрѣ, то Онъ не преминулъ бы по воскресеніи явиться
всѣмъ. Α что не было надежды, чтобы Онъ, явивпгась имъ по
воскресеніи, обратилъ ихъ къ вѣрѣ, это видно изъ событія съ
Лазаремъ. Воскресивъ этого четвероднѳвнаго мертвеца, смердѣвшаго и истлѣвавшаго, и повелѣвъ ему, связанному повязками,
выйти предъ глазами всѣхъ, Онъ не только не обратилъ ихъ къ
вѣрѣ, но и возбудилъ ненависть, потому что собравшись они хотѣли даже убить Бго за это (Іоан. ххп, 10). Если же тогда, когда
Онъ воскресилъ другого, они не увѣровали, то, если бы Онъ,
воскресивъ Себя, явился имъ, не пришли ли бы они опять въ
неистовство противъ Него? И хотя они не могли бы имѣть никакого успѣха, но показали бы свое нечестіе покушеніемъ.
Поэтому, желая избавить ихъ отъ язлишняго неистовства, Онъ
сокрылъ Себя, потому что сдѣлалъ бы ихъ ѳщѳ болѣѳ достойными
наказанія, если бы явился имъ послѣ крестныхъ страданій. Потому, щадя ихъ, Онъ и сокрылъ Себя отъ ихъ взоровъ, а показалъ явлевгіемъ знаменій, потому что слышать слова Петра: во имя
Іисуеа Хриета востапи и ходи (Дѣян. ш, 6), значило не меньше,

какъ и видѣть Самого воскресшаго. Α что дѣйствительно это
ѳсть величайшее доказательство воскресенія и удобнЬе приводигь
къ вѣрѣ, чѣмъ послѣднее, и что явленіе знаменій, совершаемыхъ
во имя Его, лучшѳ могло убѣдить умы людей, нежели лицѳзрѣніѳ Самого воскресшаго, это видно изъ слѣдующаго: Христосъ
воскресъ и явился ученикамъ; но и между ними нашелся нѣкто
невѣрующій, Ѳома называемый Дидимъ, и нужно было ему вложить руки въ язвы гвоздиныя, нужно было и осязать рѳбра Его
(Іоан. хх, 24). Если же ученикъ, обращавшійся съ Нимъ три
года, участвовавшій въ трапезѣ Господней, видѣвшій величайшія
знаменія, и чудѳса, слушавшій бесѣды Господа, увидѣвъ Его
воскрѳсшаго, нѳ прежде увѣровалъ, какъ осмотрѣвъ язвы гвозди-