Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НВ БВЗОПАСНО МОЛЧАТЬ О СКАЗАННОМЪ ВЪ ЦЕРКВИ. 95 ныя и раны отъ копья, то скажи мнѣ, могла ли бы увѣровать
вселенная, если бы увидѣла Его воскресшаго? Кто можетъ ска*
зать это? И не только съ этой, но и съ другой стороны мы пока¬
жемъ, что знаменія убѣждали больше, чѣмъ лицезрѣніе воскрес¬
шаго. Народъ, услышавъ Петра, сказавшаго хромому: во имя
Іисуса Христа востани и ходи, увѣровалъ во Христа въ числѣ
трехъ тысячъ, а потомъ въ числѣ пяти тысячъ мужей; ученикъ
же, увидѣвъ воскресшаго, не вѣровалъ. Видишь ли, какъ первое
гораздо удобнѣе приводило къ вѣрѣ въ воскресеніе? Увидѣвъ
воскресшаго, и собственный ученикъ Его не вѣровалъ, а увидѣвъ
знаменія, и враги увѣровали. Такъ послѣднее было дѣйствитель- ш~
нѣе и яснѣе перваго, и болѣе располагало и увѣряло ихъ въ
воскресеніи. Но что я говорю о Ѳомѣ? И прочіе ученики не увѣ¬
ровали при первомъ видѣніи. Выслушай объ этомъ внимательно,
но не осуждай ихъ, возлюбленный: если Христосъ не осудилъ
ихъ, то не осуждай ихъ и ты. Ученики увидѣли дѣло дивное и
необычайное, увидѣли воскресшимъ перворожденнаго изъ мерт¬
выхъ; а такія величайшія чудеса обыкновенно сначала поражаютъ,
пока со временемъ не утвердятся въ душахъ вѣрующихъ; тоже
было тогда и съ учениками. Когда воскресшій изъ мертвыхъ
Христосъ сказалъ имъ: миръ вамъ, тогда они, говоритъ еванге¬
листъ, убоявшеся и пристрашни бывше, мняху духъ видѣти, и рече
имъ Іисусъ: что смущени есте? И потомъ, показавъ имъ руки и
ноги, еще невѣрующимъ имъ отъ радости и чудящимся, рече имъ:
имате ли чшо енѣдно здѣ, желая чрезъ это увѣрить ихъ въ
воскресеніи (Лук. ххіѵ, 36—41). Тебя не убѣждаютъ, говоритъ
Онъ, ни ребра, ни раны; пусть же по крайней мѣрѣ убѣдитъ
трапеза. 7. А чтобы тебѣ вѣрнѣе узнать, что Онъ для того сказалъ:
имате ли что енѣдно здѣ, дабы они не подумали, что предъ ними
призракъ, или духъ, или привидѣніе, но истинное и дѣйстви¬
тельное воскресеніе, послушай, какъ Петръ этимъ доказываетъ
воскресеніе. Сказавъ: сего Богъ воскреси и даде Ему явленну быти
намъ свидѣтелемъ преднареченнымъ, онъ потомъ, приводя доказа¬
тельство воскресенія, прибавилъ: иже съ Нимъ ядохомъ и пихомъ
(Дѣян, х, 40, 41). Поэтому и въ другомъ мѣстѣ Христосъ, воскре¬
сивъ мертвую и желая увѣрить въ воскресенія, сказалъ: дадите
ей ясти (Марк. ѵ, 43). Итакъ, когда ты услышишь, что Онъ по-
стави Себе жива, денми четыредесятми являлся имъ, и ядый съ
ними, то знай причину этого вкушенія пищи, именно: Онъ вку¬
шалъ пищу, не имѣя самъ въ ней нужды, но желая исправить
немощь учениковъ. Отсюда видно, что чудеса и знаменія апосто¬
ловъ были величайшимъ доказательствомъ воскресенія (Христова).