Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НВ БВ80ПАОНО МОЛЧАТЬ о слышанномъ ВЪ ЦЕРКВИ. 93 щался съ апостолами? Видишь ли, что Онъ принималъ участіе
и въ имъ трапезѣ? И повелѣ имъ, говоритъ, отъ Іерусалима не
отлучатиея, но ждати обѣтованія Отча, еже слышасте отъ Мене:
яко Іоаннъ убо крестилъ есть водою, вы же имате креститися ду- 106
холѣ Святымъ не по мнозехъ сихъ днехъ (Дѣян, і, 4,5). Объ этомъ
говорилъ Спаситель въ теченіе сорока дней. Они же убо согиед-
шеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще въ лѣто сіе устрояеиіи
царствіе Иераилево? Рене же кг нимъ: нѣсть вагне разумтгти времена
и лѣта, яже Отецъ положи во Своей власти: но пріимете силу, на-
шедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидѣтеліе во Іерусалимѣ
же и во всей Іудеи и Самаріи, и даже до послѣднихъ земли. И сія
рекъ, зрящымъ имъ взятся, и облакѣ подъятъ Его отъ очію ихъ
(Дѣян, і, 6—9). Видишь, какъ Христосъ пребывалъ съ ними на
землѣ сорокъ дней и вознесся на небеса. Но посмотримъ, въ Пяти¬
десятницу ли посланъ былъ Духъ Святый. И егда скончаваишся,
говорится въ Писаніи, дніе Пятьдесятницы, бысть внезапу съ небесе
шумъ, яко носиму дыханію бурну: и явишася имъ раздѣлени языцы
яко огненни, сѣде же на единѣмъ космждо ихъ (Дѣян, п, 1—3). Ви¬
дите ли точное указаніе на то, что Христосъ оставался на землѣ со¬
рокъ дней и что апостолы еще не творили чудесъ? И какъ могли они
творить чудеса, не получивъ еще благодати Святаго и животворя¬
щаго Духа? Видите ли, что Іисусъ вознесся на небо послѣ сорока дней?
Видите ли еще, что чревъ десять дней послѣ того апостолы стали
творить чудеса? Потому что по исполненіи дней Пятидесятницы
ниспосланъ былъ Духъ Святый. Теперь остается рѣшить, почему
Дѣянія Апостольскія читаются въ Пятидесятницу. Если бы апо¬
столы тогда начали совершать знаменія, т. е. по воскресеніи Го¬
спода, то тогда и слѣдовало бы читать эту книгу: какъ относя¬
щееся ко кресту мы читаемъ въ день креста, равнымъ образомъ
относящееся къ воскресенію—въ день воскресенія, и въ каждый
праздникъ читаемъ относящееся къ этому празднику, такъ слѣ¬
довало бы о чудесахъ апостольскихъ читать въ дни апостольскихъ
знаменій. 6. Почему же мы не тогда читаемъ о нихъ, но тотчасъ послѣ
креста и воскресенія? Всю причину этого выслушайте со внима¬
ніемъ. Тотчасъ послѣ креста мы возвѣщаемъ воскресеніе Хри¬
стово, а доказательствомъ воскресенія служатъ знаменія апостоль¬
скія, знаменія же апостольскія излагаются въ этой книгѣ (Дѣя¬
ній). Такимъ образомъ чѣмъ особенно подтверждается истина
воскресенія Господня, то отцы установили читать тотчасъ послѣ
креста и живоноснаго воскресенія. Итакъ для того, возлюбленные,
тотчасъ послѣ креста и воскресенія мы читаемъ о знаменіяхъ