Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
92 ТВОПНІЛ ов. ІОАННА 8ЛАТ0У0ТАГ0. шалось съ пользою и во благо. Посмотримъ же теперь, почему
104 книга Дѣяній Апостольскихъ читается во время Пятидесятницы.
Все это мы предложили вамъ для того, чтобы вы, когда увидите
соблюденіе временъ, не подумали, будто апостолы страдали іудей¬
скимъ образомъ мыслей. Но слушайте внимательно, увѣщеваю
васъ; то, о чемъ будетъ сказано, составляетъ немаловажный пред¬
метъ изслѣдованія. Въ день креста мы читаемъ все, относящееся
ко кресту; въ великую субботу опять о томъ, что Господь нашъ
былъ преданъ, распятъ, умеръ по плоти, погребенъ; почему же
Дѣянія Апостольскія мы читаемъ не послѣ Пятидесятницы, когда
' они происходили и начались? Я знаю, что 'многіе не знаютъ этого;
поэтому нужно подтвердить этб изъ самой книги Дѣяній, дабы
вы знали, что Дѣянія Апостольскія начались не съ Пятидесятницею,
но во время, слѣдовавшее за Пятидесятницею. Поэтому справед¬
ливо кто-нибудь можетъ спросить: почему установлено читать о
крестѣ въ день креста и страданія, а Дѣянія Апостольскія мы
читаемъ не въ тѣ самые дни и не въ то время, въ которое они
совершались, но предупреждаемъ это время? Не тотчасъ послѣ
того, какъ воскресъ Христосъ, апостолы стали совершать чудеса,
но сорокъ дней Онъ пребывалъ съ ними на землѣ. Почему—сорокъ
дней, это мы объяснимъ въ другое время; теперь же обратимся
къ предмету нашей рѣчи и замѣтимъ, что Христосъ не тотчасъ
по воскресеніи вознесся на небо, но сорокъ дней пребывалъ съ
учениками на землѣ, и не просто пребывалъ, но и обращался съ
ними, принималъ участіе въ ихъ трапезѣ, бесѣдовалъ съ ними,
и по прошествіи сорока дней восшелъ къ Отцу на небеса; но и
не тогда они стали творить чудеса, а прошли еще другіе десять
дней, и уже по исполненіи Пятидесятницы посланъ былъ имъ
Духъ Святый; тогда, принявъ огненные языки, они и начали тво¬
рить чудеса. Все это, возлюбленные, мы подтвердимъ вамъ изъ
Писаній; именно, — что Онъ пребывалъ съ ними сорокъ дней, что
Духъ Святый низшѳлъ послѣ Пятидесятницы, что тогда апостолы
приняли огненные языки, что съ того времени они и начали со¬
вершать знаменія. Кто же говоритъ о всемъ этомъ? Ученикъ
Павла, достотчимый и великій Лука, начавшій рѣчь-свою такъ:
первое убо слово сотворилъ о всѣхъ, о Ѳеофиле, яже начатъ Іисусъ
творити же и учити Ьаже до дне, въ оньже, заповѣдавъ Апостоломъ
Пухомъ Святымъ, ихоюе избра, вовнесеея. Предъ нимиже и поетави
Себе жива по страданіи своемъ, во мнозѣхъ истинныхъ знаменіихъ
деньми четыредесятьми являлся имъ, и глаголя, яже о царствіи Божіи:
съ нимиже и ядый, повелѣ имъ отъ Іерусалима не отлучатися
(Дѣян, і, 1—4). Видишь ли, что Господь по воскресеніи пребы¬
валъ сорокъ дней на землѣ, говорилъ о царствѣ Божіемъ и обра-