Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
920

ТВОРЕНІЯ ОВ.

101ΚΚ1 8ЛАТ07СТ1Г0.

Что же, словомъ, труднаго въ сказанномъ? Онъ не сказалъ:
пѳрейди гору, перейди морѳ, раскопай столько-то и столько-то
участковъ земли, оставайся безъ пищи, облекись во вретищѳ; но:
сдѣлай другихъ участниками въ пользованіи твоимъ домомъ,
удѣляй свой хлѣбъ, разорви несогласныя съ правдою счетныя
записи. Что легчѳ этого? Скажи мнѣ. Α если, по твоѳму мнѣнію,
это — трудно, то посмотря, прошу, на награды, и тогда все будетъ
тебѣ легко. Какъ цари во время состязаній на конскихъ ристалиМ4 щахъ полагаютъ прѳдъ состязающимися вѣнцы, одежды и побѣдныя награды, такъ и Христосъ полагаѳтъ посрѳди ристалища побѣдныя жѳ награды, протягивая ихъ, какъ бы многими руками,
словами пророка. Но у царей, какъ у лгодей, ихъ изобиліе истощается и предметы, щѳдро раздаваемыѳ ими, издерживаются; поэтому цари ревностно стараготся ο томъ, чтобы показать незначительное въ качествѣ важнаго. По этой причинѣ, вручая всякій въ
отдѣльности предметъ отдѣльному изъ своихъ слугъ, такимъ образомъ выносятъ ихъ на средину. Нашъ же Царь, напротивъ,
собравъ все вмѣстѣ, такъ какъ Онъ весьма богатъ и не дѣлаеть
ничѳго на показъ, такимъ образомъ выставляѳтъ на средину все,
что собрано; а то будѳтъ бвзчислѳнно и потребуетъ многихъ рукъ,
которыя взяли бы. Α чтобы ты понялъ это, разсмотри каждое изъ
Божіихъ обѣшапій со тщательностіго. Тогда, говоритъ Онъ, разверзепгся рапо свѣтъ твой. Не кажѳтся ЛІІ тебѣ, что рѣчь идетъ ο
какомъ-то одномъ дарѣ? Но овъ — ве одинъ. Внутри себя онъ содеряситъ миогоѳ: н вѣнцы, и побѣдныя награды, и другія воздаянія; н, есліг желаете, мы покажемъ все богатство по отдѣльгіымъ его частямъ, насколъко, конечно, мы въ силахъ показать
это; только не утомитесь (слушая насъ). И прежде всего, постараемся понять, что значитъ: разверзетсяі Оно показываеть намъ
скорость и изобиліѳ іі то, какъ сильно Онъ желаетъ нашѳго спасепія, какъ озабоченъ тѣмъ, чтобы блага сами изливались, и какъ
старается объ зтомъ. И ничто не будетъ въ состояніи препятствовать нѳизреченной Его стремительности. Всѣмъ этимъ показывается изобиліѳ благъ и безконечность ихъ богатства. Α что значитъ: раноі Зто значитъ, что не послѣ того, какъ ты окажешься
въ искушеніяхъ, и не послѣ посѣщенія тебя несчастіями, но
ирежде, чѣмъ явится все это. Какъ относительно плодовъ говоримъ, что такой-то плодъ — ранній, ішенно явившШся прежде
времени, такъ и здѣсь, въ свою очередь, обозначая скорость, Онъ
сказалъ такимъ образомъ (т. е., употребивъ слово: рано\ подобно
то>гу какъ вышо говорилъ: еще глаголющу ти, скажу: се пріидохъ.
Но ο какомъ Онъ говоритъ свѣтѣ, и что это вообще за свѣтъ?
Не зтотъ чувствѳнный, ио другой, во многихъ отношеніяхъ луч-