Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
90 ТВОРКНІЛ СВ. ІОАННА. ЗЛАТОУОТАГО. се азъ Павелъ глаголю вамъ, яко аще обрѣзаетеся, Христосъ васъ пи-
ктоже пользуетъ (Гал. ѵ, 2).. ■ Такъ, тотъ самый Павелъ, который говоритъ: аще обрѣзаетеся,
Христосъ васъ ничтоже пользуетъ, самъ обрѣзалъ, какъ извѣстно,
Тимоѳея. Нателъ, говорится въ Писаніи, Павелъ въ Листрахъ
нѣкотораго юношу, сына жены нѣкія іудеаныни вѣрны, отца же ел-
лина, обрѣза его, потому что не хотѣлъ посылать необрѣзаннаго
учителемъ (Дѣян, хѵі, 1—з). Чтб дѣлаешь ты, блаженный Павелъ?
Словомъ уничтожаешь обрѣзаніе, а дѣломъ снова поддерживаешь
его? Не поддерживаю, говоритъ онъ, но уничтожаю его дѣлами.
Тимоѳей былъ сынъ жены іудейской вѣрной, а отцемъ имѣлъ эл¬
лина, изъ рода необрѣзанныхъ. Но такъ какъ Павелъ намѣревался
послать его учителемъ къ іудеямъ, то не хотѣлъ посылать его
необрѣзаннымъ, чтобы съ самаго начала не заградить дверей ученію.
Такимъ образомъ, пролагая путь къ уничтоженію обрѣзанія и откры¬
вая путь ученію Тимоѳея, онъ совершилъ надъ нимъ обрѣзаніе,
чтобы уничтожить обрѣзаніе. Поэтому онъ и говоритъ: быхъ іуде¬
емъ яко іудей (1 Кор. іх, 20). Не для того Павелъ сказалъ это,
чтобы быть іудеемъ, а чтобы убѣдить остававшихся іудеями не
быть больше іудеями. Потому онъ и обрѣзалъ Тимоѳея, чтобы
уничтожить обрѣзаніе. Итакъ обрѣзаніемъ онъ воспользовался
противъ обрѣзанія. И Тимоѳей принялъ обрѣзаніе для того, что¬
бы онъ могъ быть принятъ іудеями, и чтобы пришедши мало по малу
отклонить ихъ отъ соблюденія обрѣзанія. Видишь ли, для чего
Павелъ соблюдалъ и пятьдесятницу и обрѣзаніе? Хотите ли, я
покажу вамъ, какъ онъ соблюдалъ и другія постановленія закона?
Слушайте внимательно. Пришелъ онъ нѣкогда въ Іерусалимъ, и
апостолы, увидѣвъ его, сказали ему: видиши ли, брате Павелъ, ко-
лико темъ есть іудей сошедшихся; и вси уепстишася о тебѣ, яко
отступленію учиши отъ закона. Что убо есть? Сотвори, еже ти
глаголемъ: суть у насъ мужіе обѣщавше себе Богу: сія поимъ, очи-
стися съ ними, и остриги съ ними голову, чтобы дѣломъ убѣдились,
яко возвѣщенная имъ о тебѣ ничто же суть, но хранишь и самъ за¬
конъ Моисеевъ (Дѣян, ххі, 20—24). Видите ли удивительное сни¬
схожденіе? Онъ соблюдаетъ времена, чтобы уничтожить соблю¬
деніе временъ; совершаетъ обрѣзаніе, чтобы прекратить обрѣзаніе;
приноситъ жертву, чтобы уничтожить жертвоприношеніе. А что
дѣйствительно для этого онъ такъ поступалъ, послушай его са¬
мого: быхъ подзаконнымъ, говоритъ оиъ, яко подзаконенъ, да пбдва-
108 конныя пріобрящу: и свободенъ сый отъ всѣхъ, всѣмъ себе поработихъ
(1 Кор. а, 20, 19). А поступалъ такъ Павелъ, подражая своему
Господу. Какъ Тотъ, во образѣ Бохоіи сый, не восхищеніемъ непгцева
быти равенъ Богу: но Себе истощилъ, зракъ раба пріимъ, и будучи