Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
918

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОІІША ЗЛАТ07СТАГ0.

іі сокрушило крѣпость ліавола, то что удивптельнаго, если оно
нреодолѣваетъ и губительные яды, и звѣрей, и остальноѳ подобпоо же? Поэтому начертаИ его въ твоѳмъ умѣ и обними его —
сиасеніе лашихъ душъ. ^тотъ крѳстъ обратилъ на истинный путь
вселевную, изгналъ заблуждевіе, возвратилъ истиву, землю сдѣлалъ небомъ, людѳй содѣлалъ ангелаіш. Поэтому дѳмоны уже
не страшны, но презрѣнпы; и смерть нѳ есть смерть, но —сонъ.
Отсюда всѳ, что враждовало съ нами, низринуто на зѳмлю и попрано. Позтому, ѳсли кто-либо скажетъ тѳбѣ: ты покланяѳшься
Распятому? то отвѣть яснымъ голосомъ и съ радостнымъ лицомъ: и иокланяюсь, π никогда нѳ перѳстану покланяться. Α ѳсли
онъ будетъ насмѣхаться, оплачь его въ виду того, что онъ безумствуѳтъ. Нозблагодари Господа за то, что Онъ окружилъ насъ
такими благодѣявіями, которыхъ безъ небеснаго откровенія никто
ие въ состояніи дажѳ и постигнуть. Онъ смѣется по той причинѣ,
что душевенъ человѣкъ не пргемлеть яже Духа

Божія (1 Корѳ. π

14); вѣдь и дѣти испытываютъ тоже, когда увидятъ что-либо великое π достойное удивленія. Дитя будѳтъ смѣяться, хотя бы ты
ввелъ его въ таинства. Эллины похожи на этихъ дѣтей, лучше
же сказать: они болѣѳ несовершенны, чѣмъ даже послѣднія, а
потому и болѣе несчаствы, такъ какъ не въ незрѣломъ возрастѣ
испытываютъ тоже, что и дѣти, а въ совершенномъ, почему нѳ
заслуживаютъ даже и снисхождѳнія. Мы жѳ звонкимъ и сильнымъ голосомъ ставѳмъ возглашать и говорить, и, хотя бы тутъ
были всѣ зллины, скажсмъ съ особендымъ дѳрзновеніемъ, что
крестъ — предметъ пашеП гордости, что онъ — основаніѳ всѣхъ
благъ іі ΊΤΟ, наконецъ, онъ жѳ—нашѳ дѳрзновеніе и всякаго рода
вѣнецъ. Я желалъ бы имѣть возмояшость говорить вмѣстѣ съ
Павломъ: мнѣ міръ распялся, и азъ мгру (Галат. ѵі, 14), но, нѳдопускаѳмый разнообразными страстями, не могу. Поэтому совѣтую
какъ вамъ, такъ преждѳ васъ себѣ самому ряспяться міру и нѳ
имѣть ничего общаго съ зѳмлѳй, но питать любовь къ горнему
отечѳству, къ славѣ, которой ожидаемъ оттуда, и къ вѣчнымъ
благамъ. Мы — вошш Даря небеснаго и надѣли на сѳбя оружіѳ
духовное. Итакъ, зачѣмъ же намъ проводить жизнь корчемяиковъ
и сборщиковъ, лучше жѳ сказать: червѳй? Гдѣ — царь, тамъ надлежитъ находиться и воину. Вѣдь мы сдѣлались воинами не тѣхъ,
которые иаходятся вдали отъ насъ, но находящихся вблнзи.
Зѳмной царь, конечно, не потерпѣлъ бы, чтобы всѣ находились въ
царскомъ дворцѣ или чтобы всѣ толпились по сторонамъ нѳпосредствеяно около него; небѳсный же Царь жѳлаѳтъ, чтобы всѣ находились вблизи Царскаго престола. Но какъ возможно, скажетъ
кто-либо, чтобы мы, которыѳ находимся здѣсь, стояли подлѣ того