Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО Ο ТОМЪ, ЧТО НВ ДОЛЖНО ОТЫДИТЬОЯ ПРОСЛАВЛЯТЬ КРВСТЪ.

917

какъ бы вѣнецъ. Все, имѣющее отношеніѳ къ намъ, совѳршаѳтся
при посредствѣ крѳста: нужно ли получить возрожденіѳ, является
крѳстъ; нужно ли быть вскормленнымъ тою таинственною пищею,
или быть рукоположеннымъ въ извѣстный цѳрковный санъ, или
сдѣлать что-либо другое, всюду — символъ нашѳй побѣды. Поэтому съ болыпою заботливостью начертываемъ его и въ жилищахъ, и на стѣнаіъ, и на двѳряхъ, и на чѳлѣ, и въ умѣ. Это—
знамѳніѳ нашѳго спасѳнія и всѳобщѳй свободы и доказатѳльство
милосѳрдія Господа нашѳго: яко овна на заколеніе ведеся (Ис. ып,
7). Поэтому, когда ограждаѳшь себя крѳстнымъ знамѳніѳмъ, то
разшппляй въ своѳмъ унѣ ο всемъ значѳніи крѳста и угаси свой
гнѣвъ, а такжѳ и всѣ прочія страсти. Когда ограждаѳшь сѳбя
крѳстнымъ внаменіѳмъ, то прѳисполни своѳ чело великимъ дерзновеніемъ, сдѣлай свободнымъ свой духъ. Знайтѳ же, во всяконъ случаѣ, что доставляетъ намъ свободу. Поэтому и Павелъ,
побуясдая насъ къ этому самому, то ѳсть, къ приличѳствущей
яамъ свободѣ, такъ наставляетъ, напомнивъ ο крѳстѣ и крови
Господнихъ. Цѣною, говоритъ онъ, куплени еств: не будгтв раби

человѣкомъ (1 Корѳ. ѵп, 28). Подумай, говоритъ, ο той цѣнѣ, какая уплачѳна за тѳбя, и нѳ будешь рабомъ никого изъ людей.
Цѣною онъ называетъ кровь, пролитую на крѳстѣ. Нѳ просто
пальцѳиъ надлѳжитъ напѳчатлѣвать его, но преждѳ всѳго расположѳніѳмъ сѳрдці съ вѳликою вѣрою; и когда онъ такимъ обраэомъ бываетъ начѳртанъ на твоемъ лицѣ, то ни одинъ изъ нѳчистыхъ дѳмоновъ нѳ будѳтъ въ состояніи стать вблизи тебя, видя
мѳчъ, которымъ нанѳсѳнъ ѳну ударъ, видя ножъ, отъ котораго
онъ получилъ смѳртѳльную рану. И, ѳсли мы приходииъ въ
ужаСЪ, ВИДЯ Тѣ Мѣста, ВЪ КОТОрЫХЪ ПОДВѲргаЮТСЯ СМѲрТНОЙ 842·
казни осуждѳнные, то подумай, что испытаетъ діаволъ, видя
оружіѳ, которымъ Христосъ уничтожилъ всю ѳго силу и отрѣаадъ голову у дракона.
2. Итакъ, нѳ устыдись столь вѳликаго блага, чтобы и тебя
не устыдился Христосъ, когда придѳтъ со славою Своѳю и когда
предъ лицонъ Его явится знаменіе, сіяющѳѳ сильнѣе солнечнаго луча. Тогда имѳнно явится крѳстъ, который будѳтъ говорить своимъ наружнымъ видомъ и предъ лицѳмъ всѳй вселѳнной
станѳть вѳсти защиту въ пользу Господа и доказываіъ, что Господь не прѳнѳбрѳгъ ничѣмъ изъ относящагося до спасѳнія
дюдѳй. Это знамѳніе и во врѳмѳна напшхъ прѳдковъ отверзало
ааключѳнныя двѳри, оно угашало силу губительныхъ ядовъ, оно
парализовало силу (ядовитаго растѳнія) цикуты, оно исцѣдядо укушѳнія ядовятыхъ звѣрѳй. Если оно открыло врата ада
и отверздо нѳбѳсный сводъ, ѳоди оно возстановило входъ въ рай
ЖЯДАВТІ ОПЛ, ДУХ. АКАДКМІН.

59*