Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
916

ТВОРІНТЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0.

меніе. Крестъ хранитъ спящигь, онъ доставляѳтъ безопасность
бодрствующимъ, онъ спасаетъ находящихся въ опасностяхъ, благодаря ему, прекращаѳтся война и утверждается миръ. Просдавляю Твое, Господи, ο мнѣ таинство домостроитѳльства, исполненноѳ долготерпѣнія и нѳзлобія; поклавяюсь честному и животворящему Твоему крѳсту, Господи; обяимаю страсти Твои, лобызаю гвозди и цѣлую язвы на члѳнахъ Твоѳго тѣла; чрезмѣрно
радуюсь трости, копію и губѣ; какъ царскую діадѳму, надѣваю
на сѳбя вѣнѳцъ изъ тернія; какъ блестящнми камнями, горжусь
заплѳваніями, и, какъ наиболѣѳ великолѣпнымъ украшѳніемъ,
горжусь заушѳніями. Исповѣдую, что Ты—истинный Богъ, одинъ
изъ лицъ Святой Троицы — Іиоусъ Христосъ, за мѳня воспріявшій страдавіѳ, завернутый въ плащашщу, подвергнутый осмѣянію со стороны бѳззаконныхъ іудѳѳвъ, наконецъ, погрѳбенный и
воскрѳсшій въ трѳтій день и снова грядущій судить живыгь и
мертвыхъ. Твоя слава и дѳржава, съ Отцѳмъ и Всесвятымъ и
Животворящимъ Твоимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Ашшь.

с л о в о
ο тоиъ, что не должно отыдитьоя прославлять честный крѳстъ,
что крестомъ Хрнстосъ спасъ насъ и что намъ надлежитъ хвалиться имъ; также ο добродѣтели, ο тоѵь, каиъ (Хриотосъ)
желаѳтъ нашего опаоеиія и ο милостыиѣ.
у

1. Это, братья, то знаменіѳ, котороѳ Господь обѣщадъ дать
всѣмъ, говоря: родъ лукаеъ и прелюбодѣй знаменія ищжъ, и знаменіе не даетея ему, токмо знамепге Іоны пророка (Матѳ. хп, 89).

Господь разуиѣлъ смерть, погрѳбеніе и воскресеніе. И, опять въ
другомъ случаѣ выясняя силу крѳста, Онъ говорилъ: егда шне*
сете Сыпа человѣческаго, тогда уразумѣете, яко Азъ есмь (Іоанн. ѵш,

28). Когда раопнѳтѳ Мѳня, говоритъ Онъ, и будетѳ думать, что
побѣдили Меня, тогда всего болѣѳ узнаетѳ Мою силу. И въ самомъ дѣлѣ, послѣ того, какъ былъ распять Христосъ, іудѳйскія
обрядныя установлѳнія прѳкратились, проповѣдь процвѣла, сдово
ο Господѣ распространилось до границъ вселѳнной; снду Тосподню всѳгда возвѣщаютъ и зѳмля, и море, и насѳденная, и нѳнасѳленная части idpa.
Поэтому ншсто да нѳ стыдится свящѳнныхъ синволовъ нашего спасѳнія и основанія благъ, которынъ мы живѳмъ и благодаря которому существуѳмъ; но будеігь яосить Христовъ кресть»