Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО О ТОМЪ, ЧТО НВ ДОЛЖНО ОТЫДИТЬОЯ ПРОСЛАВЛЯТЬ КРЕСТЪ. 917 какъ бы вѣнецъ. Все, имѣющее отношеніе къ намъ, совершается
при посредствѣ креста: нужно ли получить возрожденіе, является
крестъ; нужно ли быть вскормленнымъ тою таинственною пищею,
или быть рукоположеннымъ въ извѣстный церковный санъ, или
сдѣлать что-либо другое, всюду — символъ нашей побѣды. По¬
этому съ большою заботливостью начертываѳмъ его и въ жили¬
щахъ, и на стѣнахъ, и на дверяхъ, и на челѣ, и въ умѣ. Это—
знаменіе нашего спасенія и всеобщей свободы и доказательство
милосердія Господа нашего: яко овна на ваколеніе ведеся (Ис. шг, 7). Поэтому, когда ограждаешь себя крестнымъ знаменіемъ, то
размышляй въ своемъ умѣ о всемъ значеніи креста и угаси свой
гнѣвъ, а также и всѣ прочія страсти. Когда ограждаешь себя
крестнымъ знаменіемъ, то преисполни свое чело великимъ дер¬
зновеніемъ, сдѣлай свободнымъ свой духъ. Знайте же, во вся¬
комъ случаѣ, что доставляетъ намъ свободу. Поэтому и Павелъ,
побуждая насъ къ этому самому, то есть, къ приличествущей
намъ свободѣ, такъ наставляетъ, напомнивъ о крестѣ и крови
Господнихъ. Цѣною, говоритъ онъ, куплена есте: не будите раби
человѣкомъ (1 Корѳ. ѵп, 28). Подумай, говоритъ, о той цѣнѣ, ка¬
кая уплачена за тебя, и не будешь рабомъ никого изъ людей.
Цѣною онъ называетъ іфовь, пролитую на крестѣ. Не просто
пальцемъ надлежитъ напечатлѣвать его, но прежде всего распо¬
ложеніемъ сѳрдці съ великою вѣрою; и когда онъ такимъ обра¬
зомъ бываетъ начертанъ на твоемъ лицѣ, то ни одинъ изъ нечи¬
стыхъ демоновъ не будетъ въ состояніи стать вблизи тебя, видя
мечъ, которымъ нанесенъ ему ударъ, видя ножъ, отъ котораго
онъ получилъ смертельную рану. И, если мы приходимъ въ
ужаоъ, видя тѣ мѣста, въ которыхъ подвергаются смертной в4з
казни осужденные, то подумай, что испытаетъ діаволъ, видя
оружіе, которымъ Христосъ уничтожилъ всю его силу и отрѣ¬
залъ голову у дракона. 2. Итакъ, не устыдись столь великаго блага, чтобы и тебя
не устыдился Христосъ, когда придетъ со славою Своею и когда
предъ лицомъ Его явится знаменіе, сіяющее сильнѣе солнеч¬
наго луча. Тогда именно явится крестъ, который будетъ гово¬
рить своимъ наружнымъ видомъ и предъ лицомъ всей вселенной
станетъ вести защиту въ пользу Господа и доказывать, что Го¬
сподь не пренебрегъ ничѣмъ изъ относящагося до спасенія
людей. Это знаменіе и во времена нашихъ предковъ отверзало
заключенныя двери, оно угашало силу губительныхъ ядовъ, оно
парализовало сиду (ядовитаго растенія) цикуты, оно исцѣ¬
ляло укушенія ядовитыхъ звѣрей. Если оно открыло врата ада
и отверзло небесный сводъ, если оно возстановило входъ въ рай МДА НТВ ОДВ. ДТХ. АКАДЕМІЯ. 69*