Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ПОКЛОНВНІВ ЧЕОТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩВМУ КРЕСТУ.

9 I3

угасишь свой гнѣвъ и всѣ остальныя страсти. Всякій разъ какъ
ограждаешь себя тѣмъ знаменіемъ, преисполни свое чело великимъ дерзновеніемъ; грудь, очи и всякій членъ представь въ качѳствѣ благоугодной Богу жертвы. Въ этомъ и состоитъ разумное служѳніѳ Богу. Это знаменіе и во времѳна нашихъ предковъ
отверзало заключенныя двери, оно угашало губительные яды,
оно парадизовало силу (ядовитаго растенія) цикуты, оно исцѣляло укуіпѳнія ядовитыхъ звѣрѳй. Если оно отверзло врата ада
и открыло небесный сводъ, возстановило входъ въ рай и сокрушидо силу діавола, то что удивительнаго, если оно преодолѣваѳтъ губительные яды? Поэтому вырѣжь его въ своемъ умѣ и
обними его — спасевіе нашихъ душъ. Этотъ крестъ спасъ вселѳняую, прогналъ заблужденіе, возвратилъ истину, землю сдѣладъ небомъ, людей содѣлалъ ангелами. Благодаря ѳму, демоны
ужѳ не страшны, но прѳзрѣнны, и смѳрть не есть смерть, но сонъ
и бодрствовавіе. Благодаря ѳму, изсушаются плотскія страсти,
враждуюшія съ тѣми, кто постится. Поэтому, если бы кто-либо изъ в;з
іудеевъ сказалъ тебѣ: ты поклапяешься Распятому? — то ты отвѣть ему яснымъ и сяльнымъ голосомъ и съ радостяымъ лицѳмъ: да, и покланяюсь, и нѳ иерѳставу покланяться. И хотя бы
онъ сталъ смѣяться, плачь ο томъ, что онъ безумствуотъ и нѳ
понимаетъ того, что говоритъ; и возблагодари Господа Христа
за то, что Онъ проявилъ къ намъ такія благодѣянія, которыхъ
никто не въ состояпіи даже и постнгнуть бѳзъ помощи небѳснаго
откровѳнія. Вѣдь и смѣется онъ потому, что, какъ душевпый человѣкъ, не пріемлетъ яже Духа

Божія (1 Корѳ. и, 14).

Но что говоритъ безумвый, неблагодарннй іт непокорный
іудѳй? „Если Христосъ ѳсть Вогъ, какъ вы говорите, и Сывъ
Божій и ііришелъ для спасенія людей, то зачѣмъ Ояъ распятъ
и умеръ такою позорною смертію?" Мы отвѣтимъ ему немногимп
словами, выбравъ ихъ изъ писаній пророковъ. ϋ , беззаконвыіі и
неблагодарный іудѳЛ, Христу надлежало быть распятымъ, потоыу
что законъ и пророки возвѣстили такъ; человѣчѳству надлеясало получить спасеніе чрезъ Христа. Прежде всѳго Моисей говоритъ:
вы увидите оюивотъ вашъ висящъ предъ очима ваиіими, и не бу-

дете еѣры япш житію вашему (Второз. ххѵш, 00). И Исаія: яко
овча па заколепіе ведеся и яко агнецъ щуедъ стригущимъ его безгласенъ (Ис. ып, 7). Также и Іеремія: пріидите, и еложимъ древо
въ хлѣбъ его (Іерем. хі, 19). И: даша цѣну Его на село скудельпиче,
якоже еказа мнѣ Господь (Матѳ. хѵш, Ю , 9). Α что распятыП

Христосъ ѳсть Богъ, послушай Ездру, который говоритъ: благословѳнъ Господь, распростершій ('вои руки и спасшій Іерусалимъ предъ очами нашимн. Η когда змѣн умерідвляли вародъ,