Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ПОКЛОНЕНІЕ ЧЕСТНОМУ И ЖНВОТВОРЯІЦЕМУ КРЕСТУ.

911

воритъ Онъ, на то, что совѳршилъ Мой крестъ; сдѣлайте и вы
такого же рода оружіѳ — и соверпгатѳ то, что хотите. Α въ другомъ случаѣ Онъ обѣщалъ дажѳ болыпѳе по сравнѳнію съ тѣмъ,
говоря: вѣруяй ѳъ Мя, дѣла яже Азъ теорю, и той сотворитъ, и
у

болмиа сихъ сотворитъ (Іоанн. хіѵ, 12). Что же значитъ это изречѳніѳ: возьметъ кртпъ евай и по Мпѣ грядетъ? То ля, чтобы каж-

дый изъ насъ носилъ древо? Никоимъ образомъ. Какая въ этомъ
добродѣтель? Но то, чтобы мы были настроевы къ перенесенію
опасностей, „нося кровь свою въ душахъ , готовыѳ къ прѳтерпѣнію
закланія и къ ежеднѳвной смѳрти, всѳ дѣлая такъ, какъ если бы
мы ужѳ нѳ надѣялись, что наша жизнь не угаснетъ до наступленія вечера, — какъ бы нѳсомвѣнво долженствующіе умереть. Это
именно говорилъ и апостолъ Павелъ: по вся дпи умираю (1 Корѳ.
хѵ 31). Не одва лц дана тебѣ природою смѳрть? Одвако, если хочешь, можно безчтісленяое колпчество разъ умѳреть за своего
Господа.
2. Такова благодать, что, въ силу щвдрости Господа, назначающаго вѣнцы не только по оковчаніи дѣлъ, но и за намѣреніе состязающихся, она превращаѳтъ бывающую у ея друзей
бѣдность въ великое богатство. Но что звачитъ: возьметт? Пусть
будетъ такъ готовъ къ тому, чтобы претерпѣть закланіе и бьгп»
распятымъ на крѳстѣ, говоритъ Господь, какъ готовъ тотъ, кто
несегь кресть па своихъ плѳчахъ. Пусть считаетъ себя въ столь
близкомъ сосѣдствѣ со смертью. Предъ такимъ человѣкомъ всѣ
приходятъ въ изумленіе, потоиу что мы нѳ такъ боимся вооруженныхъ безчислѳннымъ человѣческимъ оруясіемъ и крѣикнхъ
мужѳствомъ, какъ человѣка, одаренпаго такою свободою. Ничто
въ такой стѳпѳни не обращаетъ смерти въ бѣгство, какъ проявлсніе къ нѳй презрѣнія. Α чтобы никто ве подумалъ, что достаточно толысо этого, т. е., быть готовыми къ смѳрти (вѣдь таковы и разбойникіт, и чародѣи, и всѣ убШцы), то для атого прпсоѳдинилъ: и по Мнѣ грядетъ. Я не и и ^ , говоритъ Онъ, только
мужественнаго человѣка, нѳ ищу только неустрашимаго въ впду
конца его жизни, во — честнаго, цѣломудрѳннаго, умѣреннаго и
пренсполненнаго всякаго рода добродѣтелв. Ты видѣлъ услуги
креста, не только въ отношѳвіи къ Господу, но столь сильно заявдяющія ο сѳбѣ и въ рабахъ Бго? Это сдѣлало Пѳтра главою;
ато сдѣдало таковымъ же и Павла. Поэтому онъ и говорилъ:
м

9

кто ны разлучитъ отъ любве Христовой? Скорбь ли, или тѣснота, 838

гіли бѣда, или мень (Римл. х ш , 35)? Эго сдѣлало мужественными
воздерживающихся вс только отъ яствъ, но и отъ страстей. Нозлюблѳнныѳ, оградішъ себя силою креста и, вооружившись по
отношепію къ остальному, съ большею ревностью прпступішъ